Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристу
Советы путешественникам / Самолеты и авиапутешествия / Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристу

Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристуПредставьте такую картину: сидишь на чемодане, бубня под нос: паспорт положил, деньги взял, билет в кармане, ваучер в сумке..." И вдруг звонок: "Только не волнуйтесь: вы летите не сегодня, а завтра, и не рейсом NN 111, а рейсом ММ 222. Это простая формальность. И вылет у вас не из Шереметьево, а из Внуково. Билеты действительны. Счастливо отдохнуть"...

Прямо скажем: счастье выпало сомнительное, вы поставлены перед фактом замены рейса (явление нередкое, особенно на массовых направлениях вроде Турции, Испании, Египта или Туниса). И, привыкнув к тому, что неожиданности чаще огорчают, чем радуют, стремитесь понять причину происшествия - хотя бы для того, чтобы успокоиться и оценить последствия.

Не виноватая я!

Попробуем ответить на извечное "кто виноват?". На первом месте в черном списке стоят авиакомпании. Варшавская конвенция защищает их от ответственности практически за любое нарушение договора с пассажиром, кроме безосновательного отказа в перевозке. Все причины технические - в самом широком понимании слова: от неисправности самолета до забастовки или гололеда. Предупреждать об изменении условий перелета заранее авиаперевозчики не любят, так как до последнего стараются решить проблему и сохранить лицо. И то, что у вас билет на регулярный рейс, не только не избавляет от неприятностей, а, напротив, усугубляет ситуацию: узнать об изменении времени вылета заранее вы вряд ли сможете, и "приятная" весть настигнет вас, скорее всего, в аэропорту. Тогда как сотрудники туркомпаний - организаторов чартеров будут прилагать все усилия, чтобы предупредить о замене-отмене-переносе рейса как можно раньше. Правда, их усердие нередко объясняется пословицей "знает кошка, чье мясо съела". Ведь нередко рейс заменяется или подменяется, исходя из коммерческих соображений организаторов: туроператора в первую очередь, авиакомпании - во вторую.

Чартерные кочки

Турфирмы и авиакомпании стараются извлечь максимальную прибыль из чартеров и допускают переносы рейсов, спотыкаясь на одних и тех же кочках.

Кочка № 1. "Не договорились"

Участвуют обе стороны. О чем именно они не договорились - абсолютно неважно (чаще всего имеют место банальные неплатежи). Справедливости ради нужно отметить: большинство компаний делают все, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентом, лишь бы не нести финансовых и имиджевых потерь. В этой ситуации самое неприятное для туриста - отсутствие какой бы то ни было конкретной информации до того самого момента, когда стороны наконец договорятся.

Кочка № 2. "Просчитались"

Солирует туроператор. Когда объявлены к вылету два рейса конкурирующих туроператоров, а на каждом из бортов продано около 50% мест, разумно, конечно, рейсы объединить. Конкуренты полюбовно договариваются, какой из двух самолетов поднимать. И только случай решает, полетит человек своим (то есть обозначенным в билете) рейсом или же будет "сдан" в качестве трофея более удачливому "чартеродержателю". Особыми неприятностями туристу это, впрочем, не грозит, билеты никто переоформлять, скорее всего, не заставит (в крайнем случае поменяют в аэропорту). А вот предложенный перелет может и озадачить: ведь недобравшие клиентов агентства наверняка сойдутся на более дешевом варианте перевозки, не всегда удобном для пассажиров.

Кочка № 3. "Пожадничали"

Туроператор снова в паре с авиакомпанией. Речь идет о перепродаже, то есть попытке посадить на два кресла троих в расчете на то, что один из них не придет. Вы появляетесь у стойки регистрации и слышите сакраментальную фразу: "Мест нет". Паниковать, также как и топать ногами, бесполезно. Люди, допустившие перепродажу на рейсе, все равно ваших притопов не услышат, а диспетчер на стойке регистрации ни в чем не виноват. Если речь идет о регулярном рейсе, вас доставят в пункт назначения чуть позже и, возможно, не прямым маршрутом, а с пересадкой. Зато не исключено, по более высокому классу обслуживания... С чартером сложнее: ближайший рейс может отправляться нескоро (известны печальные случаи, когда туристов "мариновали" на вылете сутками).

Если в перепродаже рейса виновата авиакомпания, то она, как правило, обеспечивает скромную трапезу через шесть часов ожидания и ночлег в случае более масштабного переноса рейса, но от извинений воздерживается. Туроператор реже принимает участие в судьбе пассажира до вылета, однако потом пытается загладить вину индивидуальным трансфером, бесплатной экскурсией или фруктами в номер.

Кочка особая, лотерейная

Иногда вояжер даже не подозревает, на чем и во сколько он полетит, -так бывает, когда оператор практикует "финальную" рассадку по рейсам. Суть ее проста: в распоряжении компании есть места на нескольких самолетах, вылетающих в один день - скажем, стартующих в субботу на Барселону (причем, возможно, из разных аэропортов). Накануне, в пятницу, когда были распроданы путевки, оператор "раскидывает" туристов по рейсам с таким расчетом, чтобы все отправляющиеся на один курорт летели вместе. В этом случае туроператор для их доставки в отели может обойтись минимальным количеством автобусов, гидов и т. п., за счет чего достигается заманчивая цена путевки. Правда, "доплачивать" приходится своими нервными клетками - ожидая звонка из турфирмы накануне вылета и отыскивая ее представителя в аэропорту (билеты привозят, что называется, к трапу самолета).

Что делать?

Что же можно предпринять в случае замены-отмены-переноса рейса? Не лукавя, ответим просто: НИЧЕГО (ну, кроме отказа от поездки, конечно)! И по многим причинам.

Причина первая, юридическая. Ваше право на перевозку гарантирует авиабилет. Бланк билета - ваш договор с авиакомпанией. Если вы его никогда не читали, займитесь этим сейчас и узнаете, что авиакомпания может не только задержать или перенести рейс, но и отменить его вовсе. И это нормальные мировые стандарты. С туроператора и вовсе взятки гладки - у него на все претензии один ответ: "Моя хата с краю".

Причина вторая, практическая. Сопротивление бесполезно. Однажды перенос обратного рейса из египетского аэропорта привел к массовым беспорядкам и избиению до полусмерти представителя турфирмы. Излишне объяснять, что самолет от этого быстрее не прилетел... Словом, спокойствие и еще раз спокойствие. Дело-то действительно житейское.

Причина третья, профессиональная. Туроператору раздражение клиентов невыгодно, поскольку ведет к материальным убыткам. А следовательно, в случае замены-отмены рейса он и так сделает все от него зависящее. Попытки "выкрутить ему руки" могут привести лишь к тому, что вы останетесь один на один со своим билетом - договором на несостоявшееся авиаобслуживание.

Причина четвертая, философская. А может, это судьба? Если смотреть глубже, то для полного умиротворения можно вспомнить основную коллизию фильма "Чужой билет" и вздохнуть с облегчением: если изменение деталей перелета так прихотливо касается вас, это не случайно. Все-таки взлететь на высоту 10 000 м и благополучно приземлиться обратно - это же не в булочную сходить. Может, лучше довериться судьбе...

Дырка от бублика в качестве компенсации

Законный вопрос туриста: получит ли он что-нибудь за свои страдания, пусть не зелено-хрустящее, но хоть сколько-нибудь ощутимое, - скорее риторический. Все, на что вы можете рассчитывать, уместилось в маленькой табличке:

Ситуация Кто и почему может быть виноват Возможные компенсации со стороны
Виновата авиакомпания Виноват туроператор авиакомпании туроператора / турагента
Замена авиакомпании Из-за перепродажи мест "Не договорились" Никогда Утешение: "Зато у этой компании не было ни одной катастрофы"
Замена типа самолета В 90% случаев: поломка, "недопочинка", "обморозка" и все что угодно! Вследствие успешной (тогда борт увеличивается) или неуспешной (тогда уменьшается) продажи путевок Ни за что Заряд бодрости: "Зато эта машина самая новая"
Замена аэропорта В 1% всех случаев, обычно из-за нестыковки с аэропортовыми службами Практически всегда, если заменяется авиакомпания Как правило, уже не за что В редких случаях компенсация расходов на дорогу*
Изменение даты вылета По техническим причинам. Довольно редко По массе причин и практически всегда Обед - ночлег - обед Возврат денег за неиспользованное проживание и питание в отеле

* К редким случаям относится замена замена аэропорта возвращения: например, если клиент оставил машину на стоянке в Домодедово, а самолет сел в Шереметьево.

И в заключение важно еще раз подчеркнуть: по всем существующим законам ответственность за накладки, связанные с выполнением авиарейса, практически никогда не несет туристическая компания. За исключением того случая, когда она же является и АВИАкомпанией... Но это уже экзотика.

Смотрите также

На байдарках по Ислочи
Территориальное расположение маршрута Протяженность маршрута 45 км. Поход длится 2 дня (9 ходовых часов). Описание маршрута Если вы уже имеете некоторые навыки хождения на байдарках, то по достоинст ...

Как сервис сделать ненавязчивым
Каждому путешественнику знаком набор листочков, неизменно лежащих на столе в номере любой заграничной гостиницы. Это расценки на услуги, не включенные в стоимость номера. К ним относятся стирка, глажк ...

Дороги вина
  Вино, бесспорно, является самым известным послом Бургундии. Кто не слышал таких названий, как Meursault, Puligny-Montrachet, Corton-Charlemagne, Musigny, Clos-Vougeot, Chablis, Pouilly-Fui ...

Разделы