Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристуСоветы путешественникам / Самолеты и авиапутешествия / Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристу
Представьте такую картину: сидишь на чемодане, бубня под нос: паспорт положил, деньги взял, билет в кармане, ваучер в сумке..." И вдруг звонок: "Только не волнуйтесь: вы летите не сегодня, а завтра, и не рейсом NN 111, а рейсом ММ 222. Это простая формальность. И вылет у вас не из Шереметьево, а из Внуково. Билеты действительны. Счастливо отдохнуть"...
Прямо скажем: счастье выпало сомнительное, вы поставлены перед фактом замены рейса (явление нередкое, особенно на массовых направлениях вроде Турции, Испании, Египта или Туниса). И, привыкнув к тому, что неожиданности чаще огорчают, чем радуют, стремитесь понять причину происшествия - хотя бы для того, чтобы успокоиться и оценить последствия.
Не виноватая я!
Попробуем ответить на извечное "кто виноват?". На первом месте в черном списке стоят авиакомпании. Варшавская конвенция защищает их от ответственности практически за любое нарушение договора с пассажиром, кроме безосновательного отказа в перевозке. Все причины технические - в самом широком понимании слова: от неисправности самолета до забастовки или гололеда. Предупреждать об изменении условий перелета заранее авиаперевозчики не любят, так как до последнего стараются решить проблему и сохранить лицо. И то, что у вас билет на регулярный рейс, не только не избавляет от неприятностей, а, напротив, усугубляет ситуацию: узнать об изменении времени вылета заранее вы вряд ли сможете, и "приятная" весть настигнет вас, скорее всего, в аэропорту. Тогда как сотрудники туркомпаний - организаторов чартеров будут прилагать все усилия, чтобы предупредить о замене-отмене-переносе рейса как можно раньше. Правда, их усердие нередко объясняется пословицей "знает кошка, чье мясо съела". Ведь нередко рейс заменяется или подменяется, исходя из коммерческих соображений организаторов: туроператора в первую очередь, авиакомпании - во вторую.
Чартерные кочки
Турфирмы и авиакомпании стараются извлечь максимальную прибыль из чартеров и допускают переносы рейсов, спотыкаясь на одних и тех же кочках.
Кочка № 1. "Не договорились"
Участвуют обе стороны. О чем именно они не договорились - абсолютно неважно (чаще всего имеют место банальные неплатежи). Справедливости ради нужно отметить: большинство компаний делают все, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентом, лишь бы не нести финансовых и имиджевых потерь. В этой ситуации самое неприятное для туриста - отсутствие какой бы то ни было конкретной информации до того самого момента, когда стороны наконец договорятся.
Кочка № 2. "Просчитались"
Солирует туроператор. Когда объявлены к вылету два рейса конкурирующих туроператоров, а на каждом из бортов продано около 50% мест, разумно, конечно, рейсы объединить. Конкуренты полюбовно договариваются, какой из двух самолетов поднимать. И только случай решает, полетит человек своим (то есть обозначенным в билете) рейсом или же будет "сдан" в качестве трофея более удачливому "чартеродержателю". Особыми неприятностями туристу это, впрочем, не грозит, билеты никто переоформлять, скорее всего, не заставит (в крайнем случае поменяют в аэропорту). А вот предложенный перелет может и озадачить: ведь недобравшие клиентов агентства наверняка сойдутся на более дешевом варианте перевозки, не всегда удобном для пассажиров.
Кочка № 3. "Пожадничали"
Туроператор снова в паре с авиакомпанией. Речь идет о перепродаже, то есть попытке посадить на два кресла троих в расчете на то, что один из них не придет. Вы появляетесь у стойки регистрации и слышите сакраментальную фразу: "Мест нет". Паниковать, также как и топать ногами, бесполезно. Люди, допустившие перепродажу на рейсе, все равно ваших притопов не услышат, а диспетчер на стойке регистрации ни в чем не виноват. Если речь идет о регулярном рейсе, вас доставят в пункт назначения чуть позже и, возможно, не прямым маршрутом, а с пересадкой. Зато не исключено, по более высокому классу обслуживания... С чартером сложнее: ближайший рейс может отправляться нескоро (известны печальные случаи, когда туристов "мариновали" на вылете сутками).
Если в перепродаже рейса виновата авиакомпания, то она, как правило, обеспечивает скромную трапезу через шесть часов ожидания и ночлег в случае более масштабного переноса рейса, но от извинений воздерживается. Туроператор реже принимает участие в судьбе пассажира до вылета, однако потом пытается загладить вину индивидуальным трансфером, бесплатной экскурсией или фруктами в номер.
Кочка особая, лотерейная
Иногда вояжер даже не подозревает, на чем и во сколько он полетит, -так бывает, когда оператор практикует "финальную" рассадку по рейсам. Суть ее проста: в распоряжении компании есть места на нескольких самолетах, вылетающих в один день - скажем, стартующих в субботу на Барселону (причем, возможно, из разных аэропортов). Накануне, в пятницу, когда были распроданы путевки, оператор "раскидывает" туристов по рейсам с таким расчетом, чтобы все отправляющиеся на один курорт летели вместе. В этом случае туроператор для их доставки в отели может обойтись минимальным количеством автобусов, гидов и т. п., за счет чего достигается заманчивая цена путевки. Правда, "доплачивать" приходится своими нервными клетками - ожидая звонка из турфирмы накануне вылета и отыскивая ее представителя в аэропорту (билеты привозят, что называется, к трапу самолета).
Что делать?
Что же можно предпринять в случае замены-отмены-переноса рейса? Не лукавя, ответим просто: НИЧЕГО (ну, кроме отказа от поездки, конечно)! И по многим причинам.
Причина первая, юридическая. Ваше право на перевозку гарантирует авиабилет. Бланк билета - ваш договор с авиакомпанией. Если вы его никогда не читали, займитесь этим сейчас и узнаете, что авиакомпания может не только задержать или перенести рейс, но и отменить его вовсе. И это нормальные мировые стандарты. С туроператора и вовсе взятки гладки - у него на все претензии один ответ: "Моя хата с краю".
Причина вторая, практическая. Сопротивление бесполезно. Однажды перенос обратного рейса из египетского аэропорта привел к массовым беспорядкам и избиению до полусмерти представителя турфирмы. Излишне объяснять, что самолет от этого быстрее не прилетел... Словом, спокойствие и еще раз спокойствие. Дело-то действительно житейское.
Причина третья, профессиональная. Туроператору раздражение клиентов невыгодно, поскольку ведет к материальным убыткам. А следовательно, в случае замены-отмены рейса он и так сделает все от него зависящее. Попытки "выкрутить ему руки" могут привести лишь к тому, что вы останетесь один на один со своим билетом - договором на несостоявшееся авиаобслуживание.
Причина четвертая, философская. А может, это судьба? Если смотреть глубже, то для полного умиротворения можно вспомнить основную коллизию фильма "Чужой билет" и вздохнуть с облегчением: если изменение деталей перелета так прихотливо касается вас, это не случайно. Все-таки взлететь на высоту 10 000 м и благополучно приземлиться обратно - это же не в булочную сходить. Может, лучше довериться судьбе...
Дырка от бублика в качестве компенсации
Законный вопрос туриста: получит ли он что-нибудь за свои страдания, пусть не зелено-хрустящее, но хоть сколько-нибудь ощутимое, - скорее риторический. Все, на что вы можете рассчитывать, уместилось в маленькой табличке:
|
* К редким случаям относится замена замена аэропорта возвращения: например, если клиент оставил машину на стоянке в Домодедово, а самолет сел в Шереметьево.
И в заключение важно еще раз подчеркнуть: по всем существующим законам ответственность за накладки, связанные с выполнением авиарейса, практически никогда не несет туристическая компания. За исключением того случая, когда она же является и АВИАкомпанией... Но это уже экзотика.
Смотрите также
Туристический путеводитель по Беларуси
Дорогой турист!
В этом издании мы постарались собрать наиболее интересные маршруты на любой вкус. Здесь каждый найдет что-то для себя. Пешеходные и велосипедные тропы прекрасно подойдут для сем ...
Сыры
La Fromagerie Gaugry – Brochon (рядом с Dijon)
Посещение сыроварни, где варят сыр на основе сырого молока, дегустация 5
сортов сыра с хлебом и стаканом бургундского вина www.gaugryfromager.com ...
Все на лыжи
Хочется поделиться с вами нашим опытом лыжных путешествий. Пусть они вдохновят таких же ярых фанатов лыж, как и мы, на новые поездки, покорение неизведанных гор и трасс. А тем, кто только подумывает с ...
Фото из галереи
Гонконг |
Великий сфикс Гизы |
Остров Гонконг |
Пингвины на айсберге |