Смерть в полетеСоветы путешественникам / Проблемы в путешествии / Смерть в полете
При длительных перелетах в ногах могут образовываться тромбы, однако риск их образования не настолько высок, как считалось раньше
Врачи из дрезденской университетской клиники им. Карла Густава Каруса, специализирующиеся на болезнях сосудов, оформили маленькую синюю брошюру под названием "Полетный тромбоз" в удобном формате самолетного билета. В прошлом году они передали эту книжечку почти во все туристические агентства саксонской столицы, чтобы предостеречь пассажиров от полетов на большие расстояния. Одновременно врачи обратились за помощью к местной прессе. К участию в проводимом ими исследовании они хотели привлечь как можно больше людей, чтобы те до и после не менее чем восьмичасового полета проходили обследование в университетской клинике Дрездена.
За несколько месяцев до этого эксперимента пассажиров во всем мире взбудоражили сообщения о случаях тромбоза в результате перелетов на большие расстояния. Существовало опасение, что тромбы в венозных сосудах нижних конечностей возникают, прежде всего, из-за длительного неподвижного сидения. В качестве другой причины называлось низкое атмосферное давление во время полета, из-за чего в крови увеличивается концентрация определенных веществ, способствующих улучшению ее свертываемости. Если отрыв тромба происходит в нижних конечностях, то он по кровеносному руслу попадает в легкие и закупоривает там сосуды, что очень опасно. Под впечатлением от данной информации в университетскую клинику обратилось более тысячи пилотов, совершающих дальние рейсы. И теперь медики представили самое крупное в мире исследование по полетным тромбозам.
Группа врачей под руководством Томаса Шварца и Себастьяна Шеллонга впервые подтвердила существование угрозы тромбоза для пассажиров, совершающих длительные перелеты. "Однако вероятность отрыва тромба в глубоких венах нижних конечностей и, соответственно, опасность легочной эмболии относительно незначительна", - объясняет Шварц. Риск отчетливо меньше, чем это часто считается. Лишь у семи из 1000 пассажиров ученые диагностировали тромбоз, но он не обязательно должен вызвать тромбоэмболию. Один пассажир, который принимал участие в исследовании, перенес во время полета в Австралию легочную эмболию, которая, однако, не имела никаких клинических последствий. Опасность полетного тромбоза существует, по данным дрезденских исследователей, только для пассажиров, которые принадлежат к группе риска.
К данной группе исследователями относят только лиц старше 45 лет, а также тех, кто имеет избыточный вес или отягощенную наследственность. "Людям, которые не относятся к группе риска, практически бояться нечего ", - говорит Шеллонг. Риск не нужно переоценивать. Он гораздо выше, например, у тех, кто по той или иной причине длительное время лежит в больнице.
Для своего исследования дрезденские врачи использовали разработанный ими метод диагностики тромбозов при помощи ультразвука, который точнее, чем методы, использовавшиеся прежде. С помощью данного метода опытные медики могут быстро распознать тромбозы в голенях, не проводя рентгеновское исследование и не вводя в сосуды контрастное вещество. Таким образом врачи обследовали множество летчиков и одновременно более тысячи человек других профессий. По их оценке, исследователи, которые раньше занимались этой проблемой, потому так часто приходили к выводу о высоком риске тромбоза при длительных перелетах, что они проводили исследования на малом количестве испытуемых.
При исследовании, проведенном в Дрездене, у 27 из 964 пилотов (2,8%), обследованных в течение 48 часов после полета, был обнаружен тромбоз. Среди 1213 человек, не входивших в группу пилотов, таковых было 12 (0,98%). В большинстве случаев это были мелкие тромбы в мускулатуре голеней. Соответственно, риск тромбоза в мышечных венах вследствие полета удваивается. Однако сколько из этих тромбов, обнаруженных в результате ультразвукового исследования, действительно могут представлять опасность, неизвестно.
Дрезденские врачи предполагают, что большинство из них позже рассасывается. Лишь у семи пассажиров с тромбозами тромбы были обнаружены в глубоких венах. Такие тромбы считаются особо опасными, так как они более крупные, чем в мышечных венах и поэтому легче закупоривают сосуды легких (легочная эмболия).
Поскольку опасность угрожает исключительно людям с известными факторами риска, врачи рекомендуют отказаться от длительных перелетов лицам старше 45 лет, страдающим избыточным весом, тем, у кого уже выявлен тромбоз или имеющим отягощенную наследственность. В качестве профилактики могут служить регулярные круговые движения ногами во время полета, попеременное сокращение и расслабление мышц ног, а также редкая ходьба по проходу самолета. При этом следует много пить, однако не злоупотреблять кофе или спиртными напитками, которые способствуют выведению жидкости из организма. "Это может увеличить риск тромбоза", - говорит Томас Шварц.
Тому, кто обнаружил у себя одновременно несколько факторов риска, следует проконсультироваться со своим врачом о возможном использовании дополнительных профилактических мер, например, чулок против тромбоза. Теперь, чтобы уберечь людей, входящих в группу риска, дрезденские ученые считают необходимым изучить, какие методы профилактики являются наиболее действенными.
Смотрите также
Обзор самых распространенных видов туристических дисконтов
Слово "скидка" - самый сильный магнит, которым притягивают клиентов разные продавцы: от уличных, предлагающих по дешевке китайские ухочистки по случаю столетия фирмы, до респектабельных сейл ...
Все на лыжи
Хочется поделиться с вами нашим опытом лыжных путешествий. Пусть они вдохновят таких же ярых фанатов лыж, как и мы, на новые поездки, покорение неизведанных гор и трасс. А тем, кто только подумывает с ...
Зачем занимать удобное место в самолете
Занять удобное место в самолете - значит, обеспечить себе комфортабельный полет и прибыть в место назначения бодрым и полным сил, а не похожим на выжатый лимон. Выбор места в салоне самолета зависит о ...
Фото из галереи
Гонконг |
Великий сфикс Гизы |
Прага: Площадь старого города |
Пирамиды в Гизе |