Мегаполисы мира

Страница 3

Сами корейцы часто говорят не столько о Сеуле, сколько о так называемой "столичной зоне", которая включает все многочисленные пригороды и города-спутники корейской столицы. Эту зону можно упрощённо представить в виде огромного круга, радиусом около 70-80 километров, и с центром где-то на южной окраине столицы.

Вся "столичная зона" буквально пронизана линиями электрички и метро, и значительная часть её населения работает или учится в Сеуле (или же, наоборот, живёт в Сеуле, а работает в одном из городов-спутников).

Население "столичной зоны" сейчас составляет 19 миллионов человек, или, иначе говоря, примерно 40% всего населения страны. Для сравнения, все москвичи - это только 1/15 населения России. В мире вообще мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе.

Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители Токио - 10% населения Японии, жители Парижа - 4% населения Франции[5].

Даже по мировым масштабам Сеул довольно заметен, сейчас в городе живёт каждый 500-й житель нашей планеты (а если опять говорить о "столичной зоне", то и вообще - каждый 250-й землянин). Стремительный рост населения Сеула начался только в нашем веке, вскоре после захвата Кореи Японией. До этого на протяжении почти 5 столетий население корейской столицы оставалось сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек.

Площадь города равняется сейчас 605 квадратным километрам, что чуть больше площади Токио, и заметно больше площади Парижа.

Сеул по плотности населения оставляет далеко позади большинство крупных городов мира, ведь плотность застройки в корейской столице исключительная, дома жмутся друг к другу, оставляя место лишь для узких, извилистых переулков, на которых порой не могут разъехаться и две встречные машины. И вообще, основная проблема современного Сеула - транспортная.

Горожанам приходится затрачивать в среднем по 3-3,5 часа на то, чтобы добраться до своей работы и обратно, и это положение дел не способно исправить даже одна из самых эффективных городских транспортных сетей мира.

2.3 Токио

Для Японии во второй половине ХХ века был характерен быстрый рост населения вообще и городского населения в частности. В середине столетия, в 1950 году, в Японии было всего три города с населением свыше миллиона человек - Токио, Осака и Нагоя, а к началу ХХI века таких городов стало уже 14.

Крупные города, близко расположенные друг к другу, нередко образуют большие конгломераты - мегаполисы. Именно таким путем пошло развитие в Японии. Так оформились первые четыре японских мегаполиса, но их число постоянно продолжало увеличиваться. Хотя конкретные условия японских мегаполисов во многом различаются, у них все же имеются и общие проблемы. Мы рассмотрим их на примере столичного Токио.

Итак, что же такое Токийский мегаполис?[6] Сама столица Японии расположена примерно в середине Японского архипелага, что, видимо, в свое время и предопределило ее судьбу. Подавляющая часть Токио находится на острове Хонсю. Главный город Японии тянется с востока на запад примерно на 88 км, а с севера на юг - на 44 км. Токийская столичная префектура состоит из 23 городских районов, 27 городов, 5 поселков и одной деревни.

Развитие Токийской столичной префектуры уже давно осуществляется по планам. Их было довольно много, и даже перечислить их все здесь не представляется возможным, тем более что у этих планов были разные судьбы и не все они успешно выполнены. Наибольшую известность получили долгосрочные планы, разработанные в 1982, 1986 и 1990 гг.

Население Токио стало быстро расти сразу же после второй мировой войны: в 23 городских районах японской столицы в 1946 году жили 3, 44 млн. человек, а в 1950 году население этих районов составляло уже 5, 38 млн.

Этот процесс был обусловлен высокими темпами экономического роста, развитием промышленности и других чисто городских отраслей (транспорт, сфера услуг, финансы и т. д.), создававших все новые и новые рабочие места и способствовавших притоку рабочей силы. Процесс шел стихийно, подталкиваемый и существенными различиями в уровне жизни в разных районах Японии. Так, например, в 1956 году доход на одного жителя Японии в среднем составлял почти 82 тыс. иен, между тем в Токио он превышал 142, 5 тыс.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Разделы