Экономическое районирование. Поволжье

Страница 3

СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВА.

Хозяйственный комплекс Поволжья начал складываться еще в до-революционные годы, причем это развитие в значительной мере обусловливалось Волгой, на пути которой возникали крупные перевалочные. И торговые пункты. Уже в то время, например, Царицын (Волгоград) стал крупной базой перевалки леса с водного пути на железную дорогу и центром лесопиления. В хозяйстве дореволюционного Поволжья боль- шое значение имели рыбные и соляные промыслы района Астрахани. На Волге создавались крупные торговые центры.

Но долгие годы Поволжье развивалось в основном как аграрный район. После Великой Отечественной войны начинает развиваться электроэнергетика, осваиваются ресурсы нефти и газа, создается производство нефтехимической продукции. Были построены крупнейшие гидроэлектростанции — Волгоградская, Самарская и Саратовская, а в более позднее время — Нижнекамская. Эти электростанции имели большое районообразующее значение и вызвали к жизни ряд крупных энергоемких производств, в первую очередь металлургии, машинострое- ния и химической промышленности. В связи с созданием водохранилищ появились возможности развития орошаемого земледелия, увеличилась площадь пашни, росло производство животноводческой продукции. В районе Поволжья выросли новые города — Набережные Челны, То- льятти, Волжский, Балаково, Нижнекамск и др.

В структуре хозяйства экономического района Поволжья выделяют- ся сложившиеся межотраслевые комплексы. Среди них ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу, в котором занята боль- шая доля трудовых ресурсов и который занимает первое место в Повол- жье по объему производства. Прежде всего выделяется транспортное машиностроение, а из его подотраслей — автомобилестроение. Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр его — г. Набережные Челны.

Этот комплекс производит автомобили большой грузоподъемности. Вторым крупным центром автомобилестроения является Тольятти, где размещается ВАЗ, производящий легковые автомобили. Центром авто- мобилестроения является Ульяновск. Заводы по обслуживанию автомо- билестроения находятся в Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов создан в г. Энгельсе. С автомобилестроением связано про- изводство резинотехнической продукции в Нижнекамске. Новый ком- плекс по производству легковых автомобилей "Ока" построен в Елабуге (на реке Каме). Крупными центрами авиастроения являются Самара, Са- ратов. Центры тонкого точного машиностроения — Казань, Пенза, Улья- новск, судостроения — Астрахань, Волгоград. Сельскохозяйственное машиностроение представлено крупным тракторным заводом в Волгограде.

Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Сарато- ве, Сызрани, Каменке (Пензенская область). По разнообразию продук- ции машиностроения Поволжье уступает лишь Центральному району. Заводы Поволжья производят самолеты ТУ-154, Як-42, суда и трак- торы, грузовые и легковые автомобили, дождевальные установки, буро- вые станки, часы, вычислительную технику, станки, точные приборы. Поволжье — крупный производитель подшипников, компрессоров, гид- равлических машин, двигателей, электротехнических изделий и т. д. В районе сформировался крупный нефтегазохимической комплекс. Нефте- перерабатывающие заводы размещаются в Самарской, Саратовской, Волгоградской областях. Новыми центрами нефтехимии стали Волжский (Волгоградская область), Новокуйбышевск (Самарская область) и Ниж- цекамск (Татарстан). Нижнекамский нефтехимический комбинат — крупнейший в России производитель каучука, полиэтилена, стирола и автомобильных покрышек. Тольятти производит синтетический каучук, аммиак. Волжский специализируется на производстве синтетического каучука и удобрений, Балаково — на производстве химических волокон и удобрений, Казань производит синтетический каучук, кинопленку и бытовую химию. Отраслью рыночной специализации Поволжья стала электроэнергетика. Гидроэлектростанции, работающие в объединенной системе, имеют большую мощность. Так, Самарская — 2,3 млн. кВт., Волгоградская — 2,5 млн. кВт., Саратовская — 1,3 млн. кВт., Нижнекамская — 1,1 млн. кВт. В районе также действуют тепловые электростанции: Кармановская ГРЭС, Заинская ГРЭС, ряд крупных ТЭЦ. Осуществляется и строительство атомных станций. Энергетика Поволжья имеет межрайонное значение. Отсюда на Урал, в Донбасс и Центр передается электроэнергия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 

Разделы