Узбекистан
Страница 9
узбекского языка — его глубокая историческая связь с таджикским языком, которая проявляется и в фонетике, и в синтаксисе, и особенно в лексике. Взаимодействие узбекского и таджикского языков проявляется не только в их диалектах, но и в письменной речи. В период с XV до конца XIX в. узбекско-таджикское двуязычие становится распространенным явлением в литературе. Великий Алишер Навои и многие поэты его времени писали на двух языках. Эта многовековая литературная традиция сохранялась и в начале XX в. Садриддин Айни, родоначальник современной таджикской литературы, в начале своей творческой деятельности также писал на обоих языках.Особенно ярко и своеобразно узбекско-таджикские взаимосвязи проявляются в фольклоре. В районах, где говорят на обоих языках, наблюдается параллельное употребление узбекских и таджикских пословиц, поговорок и крылатых изречений. Узбекско-таджикское двуязычие, — широко бытующее явление, особенно в районах смешанного расселения этих народов.Каракалпакский язык относится к кипчакской группе тюркских языков. До Октябрьской революции он не имел своего алфавита и общенародной письменности, а немногочисленные грамотные представители каракалпакского народа (0,2 % населения) пользовались арабской графикой. Одними из первых достижений культурного строительства в Каракалпакии были создание письменности и разработка грамматических норм каракалпакского литературного языка. Сейчас каракалпакский литературный язык — основной язык автономной республики, применяющийся во всех областях общественно-политической, культурной, научной и повседневной жизни. Значительная часть населения Каракалпакии двуязычна.По религиозной принадлежности верующая часть узбеков и каракалпаков — мусульмане-сунниты. Для ислама в Узбекистане, как и во всей Средней Азии, было характерно слияние ортодоксальной его формы с мистическим направлением — суфизмом, а также присутствие многих элементов древних доисламских верований. За годы Советской власти благодаря отделению церкви от государства, росту культуры и просвещения широко распространилось материалистическое мировоззрение, и основная часть населения республики стала придерживаться атеистических взглядов.В Узбекистане происходят те же этнические процессы, что и в других республиках страны: укрепляется монолитность узбекской и каракалпакской социалистических наций и в то же время идет межэтническая интеграция, взаимопроникновение и взаимовлияние культур народов, населяющих республику. Эти процессы наиболее активны в этнических смешанных районах. Здесь значительная часть населения двуязычна: вторым языком для каракалпаков служит узбекский или казахский, а для узбеков — таджикский, казахский и др. Существенную роль в общении между всеми народами республики играет русский язык.Население Узбекистана увеличивается быстрыми темпами. Только за 1970— 1982 гг. численность населения республики возросла с 11,8 млн. до 16,6 млн. человек. Абсолютный прирост за эти годы составил 4,8 млн., относительный — 40,7 %, а среднегодовой темп прироста — 2,9 %. По темпам роста численности населения республика уступает в стране лишь Таджикистану. Высокие темпы роста населения обусловливают повышение доли Узбекистана в численности населения страны (в 1982 г. — 6,2 %).В дореволюционном Узбекистане смертность составляла 35—39%,а Датская смертность была выше, чем в центральных районах России, на 65—70%.После победы Великой Октябрьской социалистической революции в ходе социалистического строительства неизмеримо вырос материальный и духовный уровень жизни местного населения. Коренным образом улучшились система здравоохранения, условия жизни и труда населения. Были осуществлены эффективные мероприятия по охране материнства и детства. Все это резко улучшило демографические показатели. В 1980 г. естественный прирост населения увеличился почти до 28 человек на 1000 жителей и является одним из самых высоких в 1 стране. За 1922—1981 гг. население республики выросло на 12,2 млн. человек, т. е. в 3,8 раза. Среднегодовой абсолютный прирос