Центрально-Восточная Европа

Страница 7

До Второй мировой войны металлур­гия была представлена в основном предприя­тиями черной металлургии в чешских и поль­ских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными произво­дителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были по­строены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной ру­де. Поэтому они были построены в соответст­вующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и кок­сующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.

Заводы цветной металлургии созданы пре­имущественно на местной сырьевой базе. Боль­шее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюми­ний, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспек­тивы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качест­ва имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюми­ниевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но са­мый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), рабо­тающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бок­ситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Рос­сию).

Масштабы и структура металлургии сущест­венно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли, использующие в большом объеме цветные метал­лы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).

Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и тех­нологического оборудования, электротехниче­ских изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на по­крытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (осо­бенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, авто­бусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскава­торов — Эстония и т. д.

Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Вен­герской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной обо­ронной промышленности тяготело к «внутрен­ним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского на­горья и Стара-Планины.

В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, до­лины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Со­фии, Белграде и Загребе.

От 1/3 до 1/2 продукции машиностроения страны ЦВЕ направляли на экспорт. Вместе с тем, обмени­ваясь этой продукцией преимущественно в рамках стран — членов СЭВ, страны региона в малой сте­пени испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса в мире — конкурентной борьбы. Невысокая взаимная требо­вательность, особенно к качеству продукции, при­вела к тому, что в условиях перехода к рыночной экономике и включения в мировое хозяйство значительная часть производившихся машин и обору­дования оказалась неконкурентоспособной. Про­изошел большой спад производства в отрасли и вместе с тем усилился импорт более качественного оборудования из Западной Европы, США и Япо­нии. Характерный факт; Чешская Республика — одна из стран с развитым машиностроением, в ко­торой в 80-е годы машины и оборудование состав­ляли 55—57% ее экспорта и лишь около 1/3 импор­та, уже в начале 90-х годов стала закупать намного больше машин и оборудования, чем продавать их. Происходит мучительный процесс трансформации всего машиностроительного комплекса стран реги­она, в процессе которого сотни крупных пред­приятий оказались на грани развала и банкротства. Быстрее других стран к новым условиям стало при­спосабливаться машиностроение Чешской Респуб­лики, Польши и Венгрии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Разделы