Экономическая география одной из стран зарубежной Европы. Финляндия
Страница 5
Лесоперерабатывающая промышленность Финляндии включает в себя деревообработку (лесопиление, производство мебели, стандартных домов) и целлюлозно-бумажную промышленность (производство целлюлозы, бумаги, картона). Финляндия обладает менее чем 1% мировых запасов леса, но стоит на одном из первых мест среди стран, производящих продукцию лесопереработки. Продукция этих отраслей составляет около половины стоимости экспорта. Крупные лесопильные заводы расположены главным образом в низовьях сплавных рек.
Быстрыми темпами развивается химическая промышленность (нефтепереработка, производства пластмасс, удобрений, красок, синтетических волокон, бытовой химии) и другие наукоемкие производства. Основные центры химической промышленности: Хельсинки, Турку, Тампере, Оулу.
· Транспорт
Государственные железные дороги Финляндии сконцентрированы в южной части страны. Их общая протяженность 5900 км, причем электрифицированы лишь 1600 км. Хотя система автомобильных дорог была расширена, а парк частных автомашин сильно вырос в 1960–1970-е годы, интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невелика по сравнению с другими скандинавскими странами. Автобусное сообщение летом поддерживается вплоть до крайних северных районов. Длина автомобильных дорог достигает 80 тыс. км. Сеть судоходных водных путей протяженностью 6,1 тыс. км, включающая каналы между многочисленными озерами, имеет исключительно важное значение для пассажирских и грузовых перевозок. Зимой судоходство по каналам осуществляется с помощью ледоколов.
Структура экспорта и импорта
Экономика Финляндии, подобно соседним скандинавским странам, сильно зависит от внешней торговли. Продукция металлургии и машиностроения – крупнейший источник поступлений от экспорта (43,3%), за ними следует продукция деревоперерабатывающей и химической промышленности. Финляндия импортирует преимущественно промышленное сырье, топливо, транспортное оборудование и продукты химической промышленности.
Бóльшая часть внешней торговли Финляндии (60% импорта и 60% экспорта в 1997) приходится на долю стран Западной Европы, особенно Германии, Швеции и Великобритании, куда в основном экспортируется продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Торговля с бывшим СССР велась преимущественно на бартерной основе, оформлявшейся пятилетними соглашениями; в начале 1980-х годов Финляндия направляла туда до 25% экспорта, особенно продукцию металлургии и машиностроения, а также готовое платье в обмен на нефть и природный газ. Когда в 1991 Финляндия приняла решение о переводе внешнеторговых операций на конвертируемую валюту, экспорт в Россию сократился до 5%. Это особенно сильно отразилось на состоянии судостроения и текстильной промышленности, которые давно работали на стабильный советский рынок.
· Экономические отношения с Россией
После распада СССР объем торговли значительно снизился, что негативно отразилось на некоторых отраслях экономики, так как ряд предприятий был ориентирован на производство товаров для СССР на основе долгосрочных торговых соглашений. Изменилась структура экспорта. Ранее существенную долю составлял экспорт судов и промышленного оборудования. Сейчас Финляндия экспортирует в Россию продукцию бумажной, деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности и радиоэлектронику. Из России Финляндия импортирует в основном сырье: нефть, газ, нефтепродукты, уголь.
Экономическая роль столицы
Столица Финляндии – самый крупный город Хельсинки — 525 тыс. чел.; с пригородами — 784,1 тыс. чел.
Хельсинки является главным промышленным центром. Планирование промышленности – наиболее яркая особенность ее развития в 20 в. В районе Хельсинки сосредоточена половина предприятий обрабатывающей промышленности страны. Машиностроительные заводы производят станки, сельскохозяйственную технику, динамо-машины, электромоторы и суда. В Хельсинки находятся также предприятия пищевой и химической промышленности, полиграфические комбинаты и всемирно известные фабрики, выпускающие стеклянную и фарфоровую посуду. Хельсинки - важный транспортный узел. Через его порт, грузооборот которого достигает 5—6 млн. т, проходит около 1/2 импорта и 1/6 экспорта страны. Портовые причалы подходят к самому центру города. Океанские суда швартуются в наиболее глубоководной Западной гавани. Регулярные судоходные рейсы круглый год — зимой с помощью ледоколов — связывают Хельсинки со Стокгольмом, Копенгагеном, C.-Петербургом, Таллинном и Травемюнде. Железнодорожные линии соединяют город с Турку, с главной узловой станцией страны — Рихимяки и через нее с Тампере, Лахти и другими важнейшими городами Финляндии. На северо-восточной окраине расположен крупный международный аэропорт.