Азиатско-тихоокеанский регион

Страница 5

Динамизм такого “азиатского дракона” как Малайзия также базируется на долгосрочной государственной политике: поддержка стабильного развития аграрной сферы, рост ориентированной на экспорт промышленности. Правительство активно привлекает иностранные капиталовложения: доля иностранных прямых инвестиций в основной капитал достигает 26% (наивысший показатель среди стран ЮВА).

Аграрный сектор экономики Малайзии получает поддержку посредством субсидирования закупок сельскохозяйственной продукции, централизованного регулирования цен, предоставлением субсидий на приобретение машин и удобрений.

Современная промышленная политика Малайзии во многом определяется также регулирующей ролью государства, хотя масштабы государственного регулирования имеют тенденцию к снижению. Так, отношения бюджетных расходов к ВВП сократилось с 58% в 1981 году до 15% в 1998. Однако правительство по-прежнему поддерживает приоритетные секторы экономики (прежде всего электронику) путём предоставления льготных кредитов и прямого бюджетного финансирования.

Отличие Малайзии от многих развивающихся стран состоит в том, что развитие государственного сектора выполняет целевую задачу – перераспределение экономического потенциала между различными этническими группами в пользу коренного населения. По мере того, как госпредприятия начинали успешно функционировать, они передавались в пользование малайским бизнесменам. То есть поддержка отечественного бизнеса и государственного сектора не подразумевает создание “тепличных” условий , что сохраняет здоровую конкурентную среду.[2]

В экономике Индонезии до начала 60-х годов приоритет отдавался усилению нерыночных отношений. Однако с приходом к власти в 1965 году генерала Сухарто началась существенная корректировка экономической модели, подразумевающая государственную поддержку укрепления рыночных институтов. При непосредственном участии государства началась активная модернизация сельского хозяйства. Так, объём субсидий достиг 8-9% стоимости урожая, что выше, чем в других странах ЮВА. Обеспечивалось стимулирование частного бизнеса, возвращение собственникам (в том числе иностранным) национализированных ранее предприятий, привлечение внешних займов и прямых инвестиций. Одновременно шло становление крупных государственных компаний, действовавших в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и финансовой сфере.

В 80-90-е годы произошла ещё одна модификация стратегии экономического развития. Приоритет стал отдаваться экспортоориентированной экономической модели с упором на подъём трудоёмких отраслей с использованием дешёвого малоквалифицирован- ного труда. При этом ставилась задача постепенно ограничить масштаб и сферы деятельности государственного сектора.[3]

Рассмотрим теперь вкратце отличительные черты экономики Таиланда. Примечательной особенностью этой страны является то, что достаточно частая смена правительств, в том числе в результате военных переворотов, не отразилась на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП в 50-90-е года составили 7%, то есть были одними из самых высоких среди рассматриваемых стран. Дело в том, что колебание политического курса не влияли отрицательно на предсказуемость экономической политики. Отличительными чертами экономического курса на протяжении 60-90-х годов были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономический процессы; гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

Филиппины являются самой бедной страной среди НИС. ВВП на душу населения здесь меняя 3 тыс. $. Особенностью экономики страны является тот факт, что она ещё не исчерпала резервы экстенсивного развития. Промышленный сектор этого государства представлен прежде всего добывающей промышленностью и текстильным производством, а также сельским хозяйством и пищевой промышленностью. Тем не менее в Филиппинах уже появились первые прогрессивные отрасли экономики: производство бытовой электроники и телекоммуникационного оборудования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 

Разделы