Африка (на примере ЮАР и Египта)
Страница 8
Внешняя торговля. Играет важную роль в экономической системе страны. Объемы импорта и экспорта находятся практически на одном уровне: в 2005 импорт (в долл. США) составил 52,97 миллиардов, экспорт – 50,91 миллиардов. Основу импорта составляют машины, нефть, продовольствие, транспортные средства и химические товары. Главные партнеры по импорту – Германия (14,2%), США (8,5%), Китай (7,5%), Япония и Великобритания (по 6,9% каждая), Франция (6%), Саудовская Аравия (5,6%), Иран (5%) – 2004. Основные товары экспорта – минеральное сырье (в основном алмазы, золото и платина), машины, автомобили, оборудование, продовольственные товары и напитки. Основными партнерами по экспорту являются США (10,2%), Великобритания (9,2%), Япония (9%), Германия (7,1%) и Нидерланды (4%) – 2004. Компания «Де Бирс» продает изделия с бриллиантами через сеть фирменных магазинов в Лондоне, Нью-Йорке и Токио, а в 2005 открыла магазин в Париже. ЮАР принадлежит главенствующая роль в деятельности Южноафриканского таможенного союза (SACU), созданного в 1969 (помимо нее, туда входят также Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд).
Энергетика. Ок. 80% электроэнергии вырабатывается на 20-ти ТЭЦ, использующих в качестве топлива каменный уголь. Работают также одна атомная станция (построена в 1985 между городами Кейптаун и Салданья-Бей) и несколько небольших ГЭС. В 2003 южноафриканские ученые изготовили опытный образец ядерного генератора. Энергосистема ЮАР связана с энергосистемами Ботсваны, Лесото, Намибии и Свазиленда (в эти страны ЮАР экспортирует электроэнергию). Ее производство в 2003 составило 215,9 млрд. киловатт-часов, а экспорт – 10,14 млрд. киловатт-часов.
Транспорт. Развитая транспортная система. Хорошо развита разветвленная сеть автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 275,97 тыс. км (с твердым покрытием – 57,57 тыс. км, в т.ч. 2032 км скоростного шоссе) – 2002. 80% всех внутренних грузовых перевозок осуществляется при помощи автотранспорта. Сооруженные в 1990-х международные автомагистрали связывают ЮАР с Ботсваной, Замбией, Намибией и Зимбабве. Протяженность железных дорог – 20,87 тыс. км (2004). Сеть железных дорог полностью компьютеризована, а ок. 90% дорог электрофицировано. Железные дороги и большая часть автодорог находятся в собственности государства.
Речного транспорта нет (практически все реки страны несудоходны). Главные морские порты – Дурбан, Ист-Лондон, Кейптаун (старейший порт), Моссел-Бей, Порт-Элизабет, Ричардс-Бей и Салданья-Бей (является также базой рыболовного флота) – оснащены современным оборудованием и считаются одними из самых рентабельных портов мира. Торговый флот насчитывает 196 кораблей (2002). Насчитывается 728 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (146 из них имеют твердое покрытие) – 2005. Международные аэропорты находятся в городах Претория, Дурбан и Йоханнесбург. Авиалинии связывают ЮАР с государствами Африки, Европы, Азии, Америки и Австралии. Действуют нефтепровод (847 км), газопровод (1052 км), а также трубопровод по перекачке газового конденсата (100 км) и рафинированных нефтепродуктов (1354 км) – 2002.
Финансы и кредит. Денежная единица – южноафриканский ранд (ZAR), состоящий из 100 центов. В январе 2006 курс национальной валюты составлял: 1 USD = 6 ZAR. Южноафриканские банки имеют большой вес и пользуются большим влиянием в банковском бизнесе на континенте. Наблюдается процесс активной покупки акций банков ЮАР западными банками.
Туризм. Является одной из важных отраслей экономики ЮАР. Иностранных туристов привлекают курорты океанского побережья с прекрасными пляжами, красота природных ландшафтов, богатство и самобытность культуры местных народов, а также возможность приобрести новинки южноафриканских художников в сфере моды и дизайна (модельеры страны добились мирового признания). Привлекает туристов также ежегодный красочный фестиваль «Пляжи Африки» (проводится в г.Дурбан с 1995), в котором принимают участие многочисленные музыкальные, танцевальные и театральные коллективы.