Португалия

Страница 8

Большая часть посевных площадей страны занята пшеницей и кукурузой Пшеница – главная зерновая культура в более засушливых центральных и южных районах. На севере преобладают посевы кукурузы. В горных северо-восточных районах главная зерновая культура – рожь. Рис возделывают на затопляемых аллювиальных равнинах в низовьях рек центральной и южной Португалии, особенно рек Тежу, Мондегу, Саду и др. Бобовые и картофель выращивают преимущественно в мелких крестьянских хозяйствах северо-запада.

Животноводство имеет в основном экстенсивное направление. Серьёзная проблема португальского животноводства – необеспеченность промышленными комбикормами. Крупный рогатый скот разводят преимущественно в средних и мелких крестьянских хозяйствах на севере и северо-западе страны. Мягкая зима позволяет круглый год содержать скот на пастбищах. Овцеводство более всего распространено на горных пастбищах внутренних районах, особенно на востоке и юге страны.

Развитый сектор экономики Португалии – лесное хозяйство, имеющие большое экспортное значение. Португалия даёт около половины мировой продукции дубовой пробки.

На базе лесного сырья производятся и экспортируются скипидар, канифоль, танин, и некоторые другие продукты лесохимии.

С положением Португалии на Атлантическом побережье связано развитием рыбного промысла. Рыболовством занимаются не только профессиональные рыбаки, но и значительная часть земледельцев, для которых лов рыбы служит подсобным промыслом. Особенно много таких крестьян на северном побережье страны. Рыбные консервы – одна из главных статей португальского экспорта и важный продукт питания местных жителей.

К главным рыболовным портам относятся Лейшойнш и Матозиньюш на севере страны, а также Себутал, Фару, Портиман.

Транспорт

Транспортная сеть Португалии развита недостаточно. Две железнодорожные магистрали – Лиссабон – Мадрид и Лиссабон – Саламанка и 2 шоссе в тех же направлениях связывают страну через Испанию с остальной Европой. Длинна железных дорог – около 4 тыс. км; значительная их часть однопутная и имеет узкую колею. Электрифицирована только железная дорога, связывающая Лиссабон и Порту, а также пригородная железная дорога Лиссабонской агломерации. Длинна автодорог – 57 тыс. км. Единственная автострада – Лиссабон – Порту.

Для Португалии, открытой к океану, жизненно важное значение имеет морской транспорт. Тоннаж морского постоянно возрастает и превысил ныне 1,3 млн. бр–рег. т.

Внутренневодный транспорт невелик, речные пути (около 800 км.) в сухое время года несудоходны.

Авиасообщения обеспечивает связь Португалии со многими странами мира Авиатранспорт находится в руках национальной авиакомпании Португалии (ТАП). Международные аэропорты находятся в Лиссабоне (Портелла), в Порту (Педраш Рубраш), на Азовских островах (Понта-Делгада Лажеш, Санта-Мария) и на островах Малейра (Фуншал, Порту-Санту).

В экспорте около 30% составляет текстиль, 20% - традиционные продовольственные товары, 30% - сырьё и полуфабрикаты, около 20% готовые промышленные изделия. Рост промышленного производства вызывает увеличение импорта, топлива и некоторых видов сырья, а всё ещё кризисное состояние сельского хозяйства – ввоза сельскохозяйственной продукции.

В импорте до 20% стоимости приходится на продовольствие, до 20% - на нефть и нефтепродукты, до 20% - на промышленные изделия, остальные – на сырьё и полуфабрикаты. Внешнеторговый баланс Португалии постоянно дефицитен. В общем платежном балансе он покрывается за счёт внешних займов, переводов из-за границы от португальских эмигрантов, поступлений от иностранного туризма. В страну приезжают за год до 5 млн. иностранных туристов, привлекаемых природой островов и побережья Португалии, многочисленными памятниками культуры и истории.

История Лиссабона С древних времен большая природная гавань служила основой для торговогосудоходства. Слово "Лиссабон" происходит от финикийского "Alis Ubbo"("любимая бухта"). Потом пришли греки и римляне, и от их названия "Olisipo"можно перекинуть мостик к Одиссею. Римляне более 300 лет владели городом,который Юлием Цезарем был назван "блаженная Юлия", пока их не вытеснилигерманские племена. В 715 году арабы отбили крепость у вестготов и втечение четырех веков строили свой город, "Lischbuna", окружив егокрепостными стенами.В 1147 году Лиссабон был завоеван первым португальским королем АльфономГенрихом и через 100 лет стал столицей страны. Расцвет пришелся на конец XVвека, когда португальцы совершили ряд замечательных экспедиций через океани создали первую колониальную державу в Европе. В период правления МануэляI (1495-1521 гг.) в бухту Тежу ежегодно заходили 2 тысячи судов, груженныхдрагоценными товарами из Африки, Индии и Южной Америки. Лиссабон стал самымбогатым городом Европы.От былой роскоши и могущества не осталось и следа в День Всех Святых, в1755 году. Небывалое в Европе землетрясение разрушило большую часть города,унеся около 40 тысяч жизней. Катастрофа потрясла Европу, своисоболезнования прислали Вольтер и Кант. По счастью, в Португалии в ту порунашелся человек уникальных способностей и энергии - маркиз де Помбал Онсумел быстро отстроить Лиссабон заново.Дальнейшие разрушения принесли наполеоновская оккупация и изгнание изстраны религиозных орденов, в результате которого 65 монастырей былиприспособлены для разных нужд, например, под казармы, либо просто преданызапустению. С середины XIX века Лиссабон начали расширять и украшать всоответствии с новыми представлениями о городской архитектуре. Первым шагомв этом направлении было строительство помпезной магистрали Авенида-да-Либердаде.Большое внимание городскому строительству уделял в 30-е и 40-е годы режимСалазара: возникли новые общественные здания, площади и целый новый кварталАльваладе. Во времена Салазара укоренился архитектурный стиль Эштаду Нову.План развития города предусматривал создание сети современных дорог. Самымзамечательным произведением периода диктатуры стал висячий мост через Тежу,построенный в 1966 году. Вчера, сегодня и завтра Наследие Салазара оказалось недолговечным. Несколько незначительныхреформ никого не могли удовлетворить, и военные, сытые по горлоколониальной войной, образуют в 1973 году Движение вооруженных сил. Наконец25 апреля 1974 года генерал Спинола организует военный переворот, невстречая никакого сопротивления со стороны политической полиции. Солдатыукрашают свои автоматы красными гвоздиками, символом революции. Толпаликует. Целый год страна предается самым разнообразным утопиям, в том числеи ультралевым; одна за другой следуют попытки путча, и снова в мар­те 1975года выходит на сцену генерал Спинола, сторонник постепенной деколонизации;затем, в ноябре 1975 года, – лидер крайне левых Отело де Карвальо, в товремя как социалистическая партия Марио Соареша постепенно выдвигается влидеры. Последние португальские колонии (Мозамбик, Гвинея, острова Кабо-Верде) добиваются окончательной независимости, и в апреле 1976 года МариоСоареш назначен премьер-министром. Однако нали­цо противоречивые тенденциив политической жизни Португалии, то и дело происходит смена правительства:социалисты уступают место центристам, те – социодемократам, затем – правыми так далее. В 1986 году, после того как коалиция правых начиная с 1979года доказала свою способность успешно управлять страной, Марио Соарешодержал победу на президентских выборах, и в том же году Португалия сталачленом ЕЭС. В 1987 году Кавако Сильва, социодемократ, был назначен премьер-министром. После того как в 1992 году Лиссабон в течение полугода оставалсяевропейской столицей, было принято решение о модернизации страны: проведенымногочисленные экономические реформы, предпринимается попытка развитиятуризма, и, похоже, иностранные инвесторы смело вкладывают средства вэкономику страны, страстно желающей развиваться . и сохранить при этомсвою национальную сущность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

Разделы