Новая Зеландия
Страница 9
· Энергетика
Новая Зеландия располагает в достаточном количестве всеми источниками энергии, кроме нефти. В 1996 за счет внутренних ресурсов потребности страны в первичных источниках энергии удовлетворялись на 89%, а в нефти – на 44%. 32% произведенной энергии дает нефть, 29% – природный газ, 13% – гидроэлектростанции; на долю остальных источников (ветер, биогаз и пр.) приходится 5%. В 1996 добыча нефти и конденсата в Новой Зеландии была эквивалентна 911015 Дж., а природного газа – 1801015 Дж. Значительный вклад в энергетику вносят геотермальные источники; построенная в 1958 электростанция в Уаиракеи (остров Северный) является одной из крупнейших в мире, использующих подземное тепло. Весьма велик гидроэнергетический потенциал Новой Зеландии, особенно острова Южный, обладающего гористым рельефом. Крупный гидроэнергетический комплекс расположен на р. Уаитаки, откуда электроэнергия передается в города острова Северный по высоковольтной линии и подводному кабелю.
· Торговля
Новая Зеландия - страна, уделяющая большое внимание торговле. Страна является одним из крупнейших поставщиков шерсти в мире, и на ее долю приходится одна четвертая часть мировой торговли молочными продуктами (особенно: сливочное порошковое масло, сыр, порошковое молоко). Другими важнейшими статьями экспорта Новой Зеландии являются: говядина, рыба, древесина и изделия из древесины и продукция садоводства. Большинство импортируемых товаров - это нефть и нефтепродукты, сахар, одежда и электронные товары. По итогам за год, на конец июня 1997 года Новая Зеландия получила 20,41 миллиардов новозеландских долларов прибыли от экспорта своих товаров и потратила 21,33 миллиарда новозеландских долларов на импорт заграничных товаров.
· Трудовые ресурсы
Общая численность трудовых ресурсов Новой Зеландии в 1997 составляла почти 1,7 млн. человек. За прошедшее десятилетие структура новозеландской экономики подверглась некоторым изменениям; соответственно изменилась и занятость самодеятельного населения. Продолжала снижаться доля занятых в добывающей промышленности и сельском хозяйстве при одновременном росте занятости в сфере услуг.
В 1999 г. в сельском хозяйстве было занято 12% всех работающих, в обрабатывающей промышленности – более 16%, в оптовой и розничной торговле – 21%, в банковской и финансовой сфере – более 15%, в сфере услуг (включая бытовое обслуживание и социальную сферу) – 27%. Уровень безработицы в 1997 составлял 9%.
· Транспорт
Автомобильные дороги. В стране функционирует 74 автомобильных дороги, включая магистральные шоссе, общей протяженностью ок. 10,5 тыс. км; эти дороги находятся в ведении центрального правительства или провинций. Кроме того, имеется ок. 15 тыс. км городских магистралей и 66 тыс. км сельских дорог. Таким образом, дорожная сеть Новой Зеландии имеет протяженность более 92 тыс. км и включает более 15,8 тыс. мостов. Строительством и эксплуатацией дорог общенационального значения ведает государственная организация «Транзит Нью-Зиланд»; остальные дороги находятся в ведении местных властей.
Железные дороги. В 1993 принадлежавшая государству корпорация «Нью-Зиланд рейл» была продана международному консорциуму, в состав которого входят как новозеландские, так и иностранные компании. Комплекс транспортных операций осуществляет компания «Транс рейл», занимающаяся перевозками, доставкой и хранением грузов, техническим обслуживанием дорог и подвижного состава, а также пассажирскими перевозками. В ее ведении находится также система междугородного автобусного сообщения, причем объем автобусных пассажирских перевозок превосходит железнодорожный. Эта же компания осуществляет эксплуатацию четырех паромов, которые перевозят железнодорожные составы, автомобили и пассажиров через пролив Кука, курсируя между Веллингтоном и Пиктоном.