Севрный Кавказ как регион России

Страница 7

Действительно, с точки зрения марксистской теории государства как «машины насилия» имущих над неимущими, трудно усмотреть таковое в федерациях самоуправляющихся общин. Если же считать, что назначение и главная функция государства – не только, и даже не столько насилие над эксплуатируемым большинством, то тогда в деятельности и облике вольных обществ черты государственности очевидны.

Зависимость общины от другой или от феодала могла быть итогом постепенного накопления новаций в процессе эволюционного развития горского общества.

Ее социальный облик изменялся на протяжении столетий. Поскольку темпы прогресса весьма различались в горах и на плоскости, в одно и то же время могли существовать разные подтипы ее, воплощавшие тот или иной этап развития этого социального института.

Устойчивый социальный институт, а горская община доказала свою устойчивость многовековым существованием, очевидно, потому и устойчив, что главными его задачами являются:

· обеспечение условий жизни и деятельности лиц, его составляющих;

· противодействие тенденциям распада взаимосвязей в обществе;

· создание эффективного механизма урегулирования социальных конфликтов.

10.Заключение

Регион Северного Кавказа представляет собой историческое, культурное, экономическое и природно-географическое единство.

Северный Кавказ не выделяется уникальным хозяйственным комплексом, однако ведущее значение на общенациональном уровне имеют агропромышленный комплекс( обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны), транспортный комплекс (регион является транспортно-шлюзовым модулем, обеспечивая через свои морские порты около 70% внешнеторгового грузооборота страны), санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс ( располагая уникальной бальнеологической базой и курортами мирового значения, регион является всероссийской «здравницей»).

Географическое положение данного региона во многом определяет его место в общенациональном разделении труда и обуславливает его военно-политическое и геостратегическое значение для Российской Федерации.

Северо-кавказский регион обладает разнообразными – богатыми и уникальными природными ресурсами. В целом для вышеуказанного региона характерно сочетание благоприятных агроклиматических условий, ценных земельных и средних по обеспечению водных ресурсов, а также наличие уникальных рекреационных ресурсов. Земельные ресурсы являются одним из богатств региона, отличаются высоким естественным плодородием почв при значительном территориальном разнообразии, что в сочетании с обилием тепла делает этот район монополистом, а зачастую и единственным производителем ряда сельскохозяйственных культур. Водные ресурсы характеризуются средним и ниже среднего по РФ уровнем запаса при крайней неравномерности по всей территории.

Нормативно-правовая база организаций и деятельности органов власти на Северном Кавказе подчинена единой законодательной, исполнительной и судебной структуре РФ, хотя в отдельных субрегионах имеет место быть самостоятельная управленческая система со своими законами и судом.

Культура и религии народов Северного Кавказа – часть национальной культуры России, которая представляет собой сложную этнокультурную целостность, сформировавшуюся в ходе длительного взаимодействия культур разных народов. Налицо удивительное разнообразие языков, религий, культурно-бытовых укладов, обрядов, а с другой стороны, явно выраженные общие ценностно-мировоззренческие установки, сходные традиционно-общинные способы организации жизни, однотипные культурные обычаи, близкие формы материальной культуры, этикета и т.д. Вследствие чего возникает такое понятие как «горская цивилизация» - единое в социокультурном и этнорелигиозном отношениях образование, объединяющее народы, которые связаны общей историей, общностью менталитета, архетипов и символов.

Для северокавказского культурного менталитета свойственны следующие черты: гостеприимство, щедрость, мудрость, мужество, свободолюбие, честь и достоинство. Это нашло выражение в традиционных для кавказских обществ культурных институтах – куначество, алтычество, институт старейшин, система этикета и .т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 

Разделы