На колесах по Европе
Советы путешественникам / Автопутешествия, автомобили, автобусы / На колесах по Европе

Автобусные туры – пожалуй, единственная возможность за сравнительно скромную сумму увидеть сразу несколько европейских стран. Хотя такие туры и требуют определенной выносливости, популярность их с годами остается стабильной. По статистике, в последние годы в подобные поездки отправляется порядка 5-7% от общего числа отечественных туристов. Среди сторонников подобных туров преобладают студенты, пенсионеры, «гуманитарии» средних лет – в общем те, для кого 300-500 евро за поездку – весьма значительная сумма. Соответственно, они готовы испытывать определенные неудобства ради возможности «увидеть мир».

Самый экономичный – но зато и самый неудобный из автобусных туров – непосредственно из Москвы. Стоимость таких туров начинается от 190 евро для тура по Чехии или Польше и от 290 евро для тура по нескольким западноевропейским странам. Неудобство подобных туров – не менее двух ночных переездов и утомительный проезд сначала по российско-белорусской, а затем по польской территории. Нужно сказать, что подобные «прямые» туры предлагают у нас сравнительно немного компаний, имеющих собственные комфортабельные автобусы, например компании DSBW, Анкор, Кругозор.

Основная часть предлагаемых автобусных туров – это комбинированные поездки с железнодорожным переездом до Минска или Бреста, где туристы пересаживаются на автобус, чаще всего «зафрахтованный» у прибалтийской, польской или собственно белорусской компании. Стоимость такой программы складывается из цены железнодорожного билета, шенгенской визы и собственно стоимости тура. К счастью, введение польской визы с 1 октября эту стоимость не удорожит, так как поляки не будут требовать транзитных виз для «автобусных» туристов. Подобная поездка обойдется в среднем 400-600 евро за недельный тур (компании «Интерс», «Старый Город», «Туртранс-Вояж», «Анкор», «Кругозор», «Нева»).

Наконец, в этом году вновь появились исчезнувшие после дефолта предложения по комбинированным маршрутам с авиаперелетом. Обычно в этом случае предлагается перелет до Германии (Франкфурт, Мюнхен, Берлин) с последующей «пересадкой» на автобус (в частности, этим летом такие программы активно «продвигала» компания «Туртранс-Вояж»). Такой тур в среднем на 260-270 евро дороже стандартного тура. Однако, есть надежда, что после того, как полеты в Германию (по цене 111 евро за билет в одну сторону) стала осуществлять «низкобюджетная» немецкая компания Germania Express, этот разрыв может несколько уменьшиться.

На колесах по ЕвропеКак правило отели, предлагаемые в таких турах, не превышают уровня 2*-2*+ (что в условиях Европы, впрочем, вполне приемлемо). Поскольку питание, включенное в программу, обычно предполагает лишь легкий завтрак в отелях, туристом приходится выделять определенную сумму на питание – обычно во всевозможных фаст-фудах, где можно перекусить за 2-3 евро в Польше или Чехии, и за 4-7 евро в западноевропейских странах. Часто экскурсовод или сопровождающий предлагает группе «комплексный ужин» в местном ресторанчике за фиксированную цену (в пределах 8-10 евро). Если у вас нет сил и времени искать “пропитание” самому, на такое предложение вполне можно согласиться – обычно экскурсовод водит все группы в одно и тоже “проверенное” место (разумеется, делает он это не бескорыстно – обычно за небольшой “бонус” в размере 1 евро за туриста или просто за бесплатный ужин для себя). Разумеется, с собой в любом случае стоит взять кипятильник, растворимые супы, какое-нибудь печенье, шоколад, сыр или сухую колбасу в вакуумной упаковке, фрукты – хотя бы на первый переезд. Но много еды тащить с собой не советуем - все необходимое можно прикупить по дороге, а цены в европейских супермаркетах уже давно мало чем отличаются от московских (за исключением, пожалуй, крепкого спиртного – и то не всегда). Не так уж мало понадобится вам средств и на входные билеты в музее (в среднем 4-8 евро за билет). Правда, в некоторых музеях существуют различные скидки для студентов, школьников, пенсионеров (причем бывает достаточно показать доверчивому кассиру любое наше удостоверение с фотографией).

Что еще взять с собой? Удобную обувь и одежду, зонтик, средства гигиены, подушечку под голову, набор необходимых лекарств (обязательно - лейкопластырь!), пару книжек или плейер с любимой музыкой. И конечно, побольше батареек и фотопленок (они, в отличие от продуктов, за рубежом, как правило, в 2-3 раза дороже, чем у нас).

Автобусы, на которых сегодня возят наших туристов, чаще всего вполне современные – те «развалюхи», которые катали некогда наших «челноков» на пражские и будапештские рынки, в Европу уже давно не пускают. Обычно все они оборудованы туалетом (который, впрочем, открывают обычно крайне неохотно), кофеваркой, кондиционером, видеосистемой. И все же путешествие даже в таких комфортных условиях в какой-то момент становится утомительным – поэтому важно заранее выбрать наиболее удобные места (чаще всего это можно сделать еще при покупке тура, изучив план автобуса). Так, например, места рядом с гидом наиболее удобны с точки зрения обзора (и съемки видеокамерой), но «отключиться» от рассказа гида вам удастся с трудом. Места в центре салона позволяют вытянуть ноги в проходе и при желании «не слышать» рассказ экскурсовода. Спинки кресел перед кофеваркой часто не откидываются. Наконец, места в последнем ряду часто вообще не заняты – там можно «развалиться» и подремать, к тому же экскурсовода там почти не слышно.

Итак, если вы не обременены лишними суммами евро, не страдаете некоторыми заболеваниями (проблемы с позвоночником, частые простуды, мигрени, клаустрофобия, значительно избыточный вес) – вы наверняка получите от автобусного тура (разумеется, приобретенного в солидной, «проверенной» турфирме) массу положительных эмоций. Впрочем, если вы отправляетесь в подобное путешествие впервые, можно посоветовать не выбирать сразу 10-12 дневный маршрут, а отправиться, например, в путешествие на 3-4 дня в Финляндию и Швецию из Петербурга (с двумя ночевками на огромном пароме «Силья Лайн», отправляющемся из Турку или Хельсинки). А если вы путешествуете летом или ранней осенью – можно совместить неделю экскурсионной программы с неделей отдыха на недорогом итальянском (а еще лучше – испанском) морском курорте.

Смотрите также

All inclusive: ешьте, пейте, все оплачено?
И какой русский не любит халяву? Да, собственно, и не русский тоже. Может быть, поэтому нам так нравится отдыхать по системе all inclusive? Ведь оплатив стоимость путевки, можно провести недельку-друг ...

По Коньям!
По образу и подобию «Есть место, где слова порождаются тишиной, место, где зарождается шепот сердца. Есть место, где голоса воспевают твою красоту, место, где каждое дыхание высекает твой ...

По заказникам Миорщины
Территориальное расположение маршрута Протяженность маршрута 90 км. Поход начинается и заканчивается в городе Браслав (Витебская обл.). Описание маршрута Маршрут рассчитан на опытных велотуристов. Вы ...

Разделы