Экономическое положение Амурской области
Страница 2
В настоящий момент основу нашего экспорта в Китай составляют сырьевые товары. Это же относится и к региональному аспекту. В результате доходы от экспорта сырья аккумулируются в сырьевом секторе экономики и не оказывают стимулирующего воздействия на другие отрасли (основная часть экспортной выручки при этом поступает в распоряжение компаний-производителей). Поэтому если ситуация будет развиваться в сложившемся ключе, то вследствие этого процесса произойдет закрепление архаичной структуры производства на Дальнем Востоке и, по существу, превращение этого региона России в сырьевую периферию Китая и других стран Азиатско-тихоокеанского региона. Серьезными препятствиями для развития эффективного торгово-экономического сотрудничества является неорганизованность производства и экспорта лесоматериалов, металлолома черных и цветных металлов, ценных дикоросов, ценных видов охотничьих животных и морских биоресурсов; низкая степень развития региональной рыночной и производственной инфраструктур. Особую озабоченность в сфере российско-китайских торговых отношений вызывает наличие теневого оборота товаров и услуг Теневая составляющая осложняет реальную оценку объемов приграничной торговли и мешает эффективно регулировать происходящие процессы, создает условия для недобора налогов и обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Реализация имеющихся у России преимуществ в экономических отношениях с Китаем требует иных, чем ранее, действий со стороны центральных и местных органов власти, со стороны инвесторов и менеджмента. В целях активизации внешнеэкономического, в том числе инвестиционного сотрудничества необходимо строительство комплекса инфраструктуры поддержки внешнеэкономического сотрудничества во всех основных городах Дальнего Востока Российской Федерации - выставочных комплексов, гостиниц международного класса, центров делового сотрудничества, технопарков и зон инновационного бизнеса, современной транспортной системы, способной принять крупный грузопоток китайских грузов, направленных в третьи страны. Активное всестороннее развитие связей России со странами АТР будет способствовать развитию конкуренции в сфере торгово-экономических отношений на Дальнем Востоке, Этому, в частности, способствует деятельность Правительства Российской Федерации по дальнейшему наращиванию работы России в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС). Особое значение имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций. Для регионов Дальнего Востока Российской Федерации их роль не может ограничиться только ролью транзитного пути, а должна воздействовать на развитие экономики регионов" включая освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функционирования обслуживающих производств, а также развитие полного комплекса логистических услуг. В части, касающейся обеспечения эффективности экономического сотрудничества между регионами России и провинциями Китая и вовлечения новых экономических агентов в процесс российско-китайского делового взаимодействия целесообразно было бы организовать ряд открытых межрегиональных форумов, с участием представителей от региональные администраций и предпринимательского сообщества. Главной целью форумов должно стать установление прямых деловых контактов между российскими и китайскими регионами, а также предприятиями данных регионов на основе взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. Кроме того, межрегиональные форумы могут способствовать непосредственному знакомству регионов и предприятий с потенциальными возможностями будущих партнеров, реализации совместных проектов в перспективных отраслях промышленности, поиску партнеров для сотрудничества в области высоких технологий, разработке новых форм сотрудничества в торговле и сфере услуг. Теперь о том, готово ли правительство стимулировать российские инвестиции в китайскую экономику и добиваться от китайской стороны создания соответствующих условий для российских капиталов. Если Вы говорите о каких-то конкретных мерах, которые Правительство Российской Федерации намерено предпринять для расширения участия российского бизнеса в китайской экономке, то здесь мы скорее можем оказывать им политическую поддержку. Для этих целей была создана Российско-китайская постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству, которая в частности проводит мониторинг двусторонних инвестиционных проектов и помогает российским компаниям найти партнеров в КНР. Китайское правительство заинтересовано в инвестировании в российскую экономику. По этому направлению между КНР и России на высоком уровне были закреплены соответствующие договоренности.