Экономическое положение Амурской области
Страница 6
На 1 января зарегистрировано 307 предприятий, организаций, учреждений, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, 493 предпринимателя без образования юридического лица.
Основную долю в объеме произведенных товаров, работ и услуг района составили: строительство – 61%, промышленность – 32%, транспорт и связь – 1,6%, жилищно – коммунальное хозяйство – 2,3%, сельское хозяйство – 2,3%, прочие – 0,8%. На территории района три предприятия, занимающиеся экспортом лесопродукции: ООО «Изумруд», ООО «Электросервис», ЗАО «Чеугдинский ЛПХ». Крупными промышленными предприятиями являются: ОАО «Бурея – Кран» - производство мостовых кранов, ЗАО «УКБХ» - производство бетонной смеси .
Социально-экономическое развитие Бурейского района Развитие экономики района в настоящее время характеризуется сохранением положительных тенденций, достигнутых по большинству отраслей хозяйственного комплекса. Удалось сохранить положительную динамику роста производства в основных отраслях экономики района. В промышленности, продукция которой занимает 33% в структуре валового продукта, за 2003 год крупными и средними предприятиями района произведено товаров и услуг на сумму 1240 млн. рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 126%, в том числе в машиностроении и металлообработке - 202,9%, лесной и деревообрабатывающей промышленности - 101%, в промышленности стройматериалов - 119%. В машиностроении производство возросло в 2 раза к уровню 2002 года благодаря значительному наращиванию объемов на предприятии ОАО «Бурея-Кран» из-за увеличения доли выпуска козловых кранов. За 2003 год выпущено 83 мостовых и козловых крана. За этот же год производство продукции в лесной и деревообрабатывающей промышленности составило 40,1 млн. рублей. Произведено 40 тысяч кубометров деловой древесины, три тысячи кубометров пиломатериалов. В промышленности строительных материалов прирост производства в стоимостном выражении составил 18,8%. Выпущено 996,1 тысячи кубометров строительных материалов, бетонной смеси - 454,7 тысячи кубометров. Пищевики района выпустили продукции на 15,0 млн. рублей. С пуском первого и второго агрегатов Бурейской ГЭС произведено 541 млн. кВт/час электроэнергии. Сдерживающим фактором роста объёмов производства по-прежнему остаётся недостаток собственных оборотных средств, износ оборудования и недостаток квалифицированных кадров. В отраслях транспорта и связи ситуация складывалась следующим образом. С учетом оценки перевозок грузов различными видами транс порта грузооборот составил 39,3 млн. тонно-километров. В структуре грузооборота 90% приходится на строительство. Пассажирооборот в 2003 году составил 52 млн. пассажирокилометров. Объем услуг связи 22,4 млн. рублей, что на 3 5,9% больше, чем в 2002 году. Общий объём использования пашни в районе - 22,2 тыс., га, что составляет около 30% от наличия пашенных земель. Крайне тяжелым, в связи с наводнением, для работников агропромышленного комплекса оказался 2003 год. В тот год валовой сбор зерновых составил - 3,0 тыс., тонн, сои - 2,2 тыс., тонн (46,2%), овощей - 3,0 тыс., тонн (90,9%), картофеля - 18,0 тыс., тонн (89,1%). Поднято зяби под урожай 2004 года 3770 га при плане 6457 га (58,3%). Рост поголовья крупного рогатого скота в общественном животноводстве к уровню 2002 года в районе составил 12,7%. На 1 декабря 2003 года насчитывалось 1133 головы. Свиноводство сохранилось лишь в государственном предприятии «Бурейское хлебоприемное» - 128 голов. Производство животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного подсобного хозяйства. Наиболее стабильным положение оставалось в птицеводстве. Поголовье здесь снизилось на 7,1%, то есть в пределах технологических процессов. Продуктивность на одну курицу-несушку - 263 яйца. Немаловажную роль играют в экономике района платные услуги. За 2003 год их было оказано на 98,7 млн. рублей. В развитии района много внимания отводится предпринимательству. Администрацией разработана «Программа поддержки малого предпринимательства. Это финансовая поддержка инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, устранение административных барьеров в процессе развития предпринимательской деятельности. В рамках выполнения программы финансовая поддержка осуществляется на конкурсной основе в соответствии с утвержденными порядками. Она может быть получена в форме субсидирования процентной ставки по кредитам банка и предоставления и использования займов из консолидированного бюджета района. Положительные тенденции, наметившиеся в экономике района, сказались и на ситуации в сфере занятости. Среднесписочная численность занятых в экономике, по сравнению с 2002 годом, увеличилась на 88 человек. Увеличение работающих произошло в промышленности - на 7,1%,в строительстве - на 3,2%, в лесном хозяйстве - на 1,7%. Средняя месячная заработная плата, начисленная в 2003 году, составила 10702 рубля. В районе разработана и утверждена 21 социальная программа. Вот некоторые из них: « Основные направления обеспечения занятости населения в 2003 году>, < Поддержка малого предпринимательства в Бурейском районе на 2002 - 2004 годы», «Развитие агропромышленного комплекса района на 2001-2005 годы», «Развитие личных подсобных хозяйств граждан, садоводства и огородничества в Бурейском районе в 2003 году», « Развитие системы образования Бурейского района на 2002 -2005 годы», «Энергосбережение и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов ЖКХ Бурейского района на 2003-2005 годы», «Реформирование и модернизация ЖКХ Бурейского района на 2003- 2010 годы». Все программы поступательно выполняются. Такова общая картина социально-экономического района, которым с 1997 года руководит талантливый человек, рачительный хозяин Павел Штейн. Бурейский район по своей сути является одним из самых интересных районов Амурской области. Он многоплановый, разнообразный как по географическому ландшафту, так и по структуре экономики. Таких районов, где есть сельское хозяйство, промышленность (такие заводы союзного значения, как <Бурея-кран), транспорт и строительство, в области немного. Сегодня Бурейский район по объему инвестиций в капитальное строительство занимает 1 место в области и его удельный вес в объеме капитальных вложений в Приамурье составляет б5%. Кроме того, в нашем районе есть лесодобывающая и лесоперерабатывающая промышленности. Визитной карточкой района, безусловно, является строительство Бурейской ГЭС. Помимо этого, на территории района два года назад был построен великолепный автомобильный мост через реку Бурею, который впервые за всю историю России связал круглосуточным сообщением Амурскую область и Хабаровский край и стал составной частью трансконтинентальной автомагистрали Москва-Владивосток, сквозной проезд по которой в феврале 2004 года торжественно открыл Президент России Владимир Путин. На территории нашего района строится большой участок автодороги Чита - Хабаровск. Строится З крупнейших линии электропередачи, из них две - ЛЭП-500, соединяющие Бурейскую ГЭС с Приморским краем (ЛУТЭК), и ЛЭП-220 - Бурейская ГЭС - Хабаровск. Осуществляется большой объем работ по подготовке ложа Бурейского водохранилища. должное внимание уделяется строительству социальных объектов. За последние З года построены и введены в эксплуатацию поликлиника с терапевтическим отделением, 6О-квартирньтй жилой дом в поселке Новобурейском, социально - культурный центр в селе Семеновка - школа, детский сад-ясли, клуб, фельдшерско - акушерский пункт, отделение почтовой связи, библиотека. Введено в эксплуатацию две очереди школы в Талакане, третья заключительная очередь, куда входит бассейн и зимний сад, будет введена в конце 2004 года. Уже вступила в строй действующих новая современная гостиница на 40 мест. Выполнен большой объем работ по строительству тепловых, водопроводных, инженерных сетей для благоустройства населенных пунктов Новобурейского, Буреи и Талакана. Помимо строительства, район производит мостовые и контейнерные краны, строительный щебень, пиломатериалы различных сортаментов. У нас развито птицеводство, и ежегодно мы получаем 110 тонн мяса птицы и 15 миллионов штук яиц. Товаросельхозпроизводителями в нашем районе выращиваются зерновые культуры - ячмень, пшеница, овес, гречиха, рожь и соя. Уже одного этого перечня достаточно, чтобы понять и оценить многообразие деятельности бурейцев. Администрацией делается многое для укрепления и развития экономики района. За последние несколько лет мы создали дополнительно 7 муниципальных унитарных предприятий, в том числе - предприятие ЖКХ в Талакане, МУП «Буреяэлектротеплосеть», МУП «Вариант» (предприятие общественного питания), птицефабрика «Николаевская», МУП «Бурейский хлебозавод». В итоге объем налоговых платежей района возрос с 40 млн. в1999 году до 630 млн. в 2003 году. В 2004 году доходная часть нашего бюджета сформирована исключительно из собственных источников. По ряду направлений производственно-экономической деятельности Бурейский район в 2003 году и сегодня занимает лидирующее положение в области. В прошлом году мы заняли первое место среди районов Приамурья по обороту розничной торговли, по пассажирским перевозкам, по пассажирообороту автомобильного транспорта, по выполнению строительного подряда собственными силами, по предоставлению платных услуг населению. Мы заняли первое место среди районов и третье в области по строительству жилых домов и по гражданской обороне. Второе место по производству потребительских товаров, по производству промышленной продукции, по средней заработной плате - 9998,1 рубля и третье место по производству картофеля. Но есть и тревожные минусы. Вызывает тревогу нежелание РАО «ЕЭС России» заниматься развитием социальной инфраструктуры п. Талакан и района в целом. Как ни печально, но такую позицию занял и Госстрой России. В 2004 году резко сокращен объем инвестирования в подготовку ложа водохранилища, и, прежде всего, за счет сокращения финансирования объектов жилья и соцкультбыта. В результате фактически приостановлено строительство школы во временном поселке Талакан, тогда как там детям совершенно негде учиться. Госстроем делаются попытки исключить строительство школы, 100-квартирного жилого дома в п. Новобурейский. РАО «ЕЭС России» не решает вопрос переселения более 400 семей из ветхих временных строений в Талакане. В области экономики у администрации района вызывают большую тревогу попытки РАО «ЕЭС России» заблокировать строительство Нижне-Бурейской ГЭС, что приведет к неизбежному, серьезному экологическому ущербу природе Бурейского района и Амурской области в целом. Что касается внутренних проблем района, то наибольшую заботу вызывает слабое экономическое состояние сельского хозяйства. В силу различных объективных и субъективных причин нам не удалось на сегодняшний день совершить сколь-либо серьезного прорыва в этой отрасли. И это является предметом постоянной заботы администрации. Говоря о перспективах района, хотел бы увязать его будущее развитие с общим развитием Амурской области. думаю, не открою большой тайны, если скажу, что за последние 13 лет Приамурье не только не продвинулось вперед в экономическом плане, но и потеряло ряд ранее достигнутых позиций, и в этой связи сегодня заметно отстает от большинства регионов России и в том числе от своих соседей - Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской и Магаданской областей. Амурская область имеет серьезное снижение объемов производства в сельском хозяйстве по всем отраслям: животноводство, производство сои, зерновых. Идет катастрофическое старение сельскохозяйственной техники. Предприятия этой отрасли, фермеры да и районы в целом не в состоянии решить проблему обновления техники самостоятельно из-за отсутствия собственных финансовых ресурсов. И без целенаправленной работы в этом направлении администрации области с правительством РФ данную проблему не решить, а значит, не решить и проблему сохранения динамичного развития сельского хозяйства. Без области не решить эту проблему и Бурейскому району. Требует серьезного внимания со стороны администрации области и развитие лесопромышленного комплекса. И прежде всего, на мой взгляд, это должно выражаться в координации действий лесопромышленных и лесоперерабатывающих предприятий в части работы с потребителями, оказания помощи этим предприятиям в получении госзаказов на свою продукцию и лоббирования интересов амурских лесопереработчиков при проведении тендеров на федеральном уровне. Особая проблема, которая не решается многие годы, - межбюджетные отношения между городами, районами и администрацией области. Ввиду хронического дефицита бюджетов муниципальные образования не могут решать весь блок социальных проблем, возложенных на них законом. Отсюда отключения электроэнергии, перебои с тепло- и водоснабжением, плохое техническое состояние жилого фонда, разбитые дороги в населенных пунктах и вне их, задержки выплатить заработной платы бюджетникам. И, к великому сожалению, администрация Амурской области за последние 8 лет не продвинулась ни на шаг. Приамурье также потеряло большой объем инвестиций. В частности, прекращено строительство железнодорожной ветки Улак-Эльга. Сокращен объем инвестиций (снижение около 700 млн. рублей) в подготовку ложа водохранилища Бурейской ГЭС и финансирование компенсационных мероприятий. Из Амурской области переведен в другие регионы ряд руководящих органов управления. Например, дирекция строительства дороги Чита-Хабаровск переведена в Хабаровск, хотя две трети дороги проходят по нашей территории. Во Владивосток переведено управление электросвязи. Некогда самостоятельное ОАО «Амурсвязь» стало филиалом ОАО «Дальсвязь», и теперь все деньги, заработанные амурскими связистами, уходят во Владивосток. Потерял самостоятельность амурский сбербанк, который сегодня подчинен Хабаровску. Центры управления воздушным движением, находящиеся на территории Амурской области, также подчинены Хабаровску. И вся валюта, зарабатываемая нашими пунктами управления воздушного движения, также оседает в Хабаровске. Сегодня подчинен Москве некогда самостоятельный региональный «Амурпромстройбанк». Ввиду отсутствия собственных инвестиций в сельское хозяйство некоторые лучшие сельскохозяйственные предприятия Приамурья стали производственными филиалами акционерных обществ Хабаровского и Приморского краев. Потеряли статус юридического лица все амурские железнодорожные предприятия, а также Свободненское и Тьндинское отделения дороги. В результате этого все деньги, зарабатываемые амурскими железнодорожниками, уходят в Хабаровск и Читу. Это резко отрицательно сказывается на социальном развитии населенных пунктов и предприятий железнодорожников. Это далеко не полный перечень проблем, над которыми, как мне думается, должна работать администрация Амурской области, ибо без этого не будет реального наполнения бюджета области, не будет поступательного социально-экономического развития городов и районов Приамурья.
Фото из галереи
Пингвины на айсберге |
Великий сфикс Гизы |
Гонконг |
Остров Гонконг |