Тенденции экономического развития Японии

Страница 4

По объему выплавки стали Япония вышла на первое место в мире. Отрасль на 100% базируется на привозном сырье (импорт железной руды и коксирующегося угля). Цветная металлургия тоже базируется на привозном сырье, однако собственная выплавка не обеспечивает спрос, например, 99% алюминия ввозится.

Япония занимает первое место в мире по производству многих видов продукции машиностроения – станков с числовым программным управлением, судов, бытовой электроники, электронных компонентов, промышленных роботов, а по объему выпуска химической продукции и производству автомобилей – второе место.

Характерной чертой сельскохозяйственного производства в Японии является низкая для развитых стран производительность труда и более высокая себестоимость продукции вследствие все еще малых размеров хозяйств и фрагментарности земельных участков. Малые размеры хозяйств делают невозможным применение в широких масштабах сельскохозяйственной техники, что снижает возможности страны по расширению масштабов сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономики Японии, хотя удельный вес сельскохозяйственной продукции в ВНП снизился до 1,9%. Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле – на 85%, в овощах – на 86%, во фруктах – на 47%, в мясе – на 56%, в молочных продуктах – на 72%, в пшенице – на 7%. По ситуации на 2003 год аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).[10]

Япония обладает высокоразвитой транспортной и коммуникационной сетями. Послевоенная эра характеризуется взрывным ростом автомобильного и авиационного транспорта и падением доли железнодорожного транспорта. Основным видом транспорта является автомобильный (52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок). Протяжённость автодорог – 1,2 млн. км, из них около 5 тыс. км скоростных. Протяжённость железных дорог – около 30 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота Японии занимает второе место в мире.[6;603]

Качественное совершенствование технической базы транспорта – основное направление ее развития (рост числа авто- и железнодорожных магистралей для движения с высокой скоростью, внедрение электронно-вычислительной и информационной техники в системы управления перевозками и транспортные средства, новые формы транспортного обслуживания и т.д.). Коммуникационная сеть Японии представлена как традиционными (почта, телеграф, телефон, которые быстро модернизируются), так и новыми видами техники и обслуживания (мобильные телефоны, факсимильная связь, кабельное телевидение, системы телетекста, видеотекста, Интернет).

Внутренняя торговля – одна из крупнейших отраслей экономики Японии. В 2003 году в ее оптовом секторе было 425,9 тыс. предприятий с 4,5 млн. занятых при годовом объеме продаж, равном 495,5 трлн. Иен. Соответствующие показатели для розничной торговли – 1,4 млн. предприятий, 8,0 млн. занятых и 143,8 млрд. иен. И в оптовой, и в розничной торговле преобладающее большинство предприятий относится к категории мельчайших, мелких и средних, но «погоду» в обеих суботраслях делают крупные. В сфере оптовой торговли – это универсальные торговые дома, в розничной – крупные универмаги, супермаркеты и общенациональные цепные системы.

Валютное положение Японии в последнее время укрепляется. Однако японские власти пока не стремятся форсировать повышение роли иены как международной валюты, опасаясь негативных последствий для экономики страны.[10]

Япония всегда отличалась высоким уровнем обслуживания производства и населения. В последние десятилетия, однако, внедрение в эту сферу многочисленных достижений НТП изменило эту сферу до неузнаваемости. Так, производство деловых услуг стало новой отраслью экономики, включающей информационное обслуживание, консультирование по управленческим, техническим и финансовым вопросам, лизинг, инжиниринг, маркетинг, посредничество в поиске необходимых кадров и т.д. Рост материального благосостояния населения стимулировал небывалую диверсификацию видов его обслуживания, развития новых отраслей бытового сервиса. В важную отрасль хозяйства превратилась индустрия туризма (около 3 млн. зарубежных туристов ежегодно посещают Японию). В 2003 году в области деловых услуг и услуг населению действовали 1,5 млн. предприятий с 11,8 млн. занятых (объем продаж 201,7 трлн. иен).[6; 604]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Разделы