Тенденции экономического развития Японии

Страница 6

Источник [10]

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта значительно меняется. Уменьшается доля сырьевых товаров и увеличивается удельный вес готовой продукции из НИС Азии. Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудования из экономически развитых стран. Самая подробная информация воблеры на щуку 10 лучших здесь.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоемких высокотехнологичных производств, таких как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объем внешней торговли Японии постоянно растет. Основными торговыми партнерами являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 20% импорта). Крупными партнерами являются Республика Корея, остров Тайвань, Китай.

Увеличивается объем торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнеторгового оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны Персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является вывоз капитала. По объему инвестиций страна превратилась в одного из мировых лидеров наряду с США и Великобританией. Причем растет доля вложения капитала в развитые страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причем, с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоемких производств (путем строительства предприятий в развивающихся странах), происходит перенос в эти страны и некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее рентабельным (перевозятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают «Тоета мотор», «Нисан мотор», «Хонда мотор» - в автомобилестроении; «Хитачи», «Сони», «НЕК» - в электронике; «Тошиба», «Фудзи», «Кэнон» - в производстве компьютерной техники.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий преобладают развивающиеся страны. Но в последние годы растет экспорт технологии в США и европейские страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями новейших технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и прочих.

В целом в международном разделении труда Япония является одним из мировых финансовых центров, а также производителем продукции наукоемких отраслей промышленности – «научно-производственной лабораторией мира».[3; 222]

2.3 Тенденции экономического развития Японии.

Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к «Стране восходящего солнца» во всем мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Разделы