Экономическре чудо Японии

Страница 12

Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2: 1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5: 1, в станкостроении — 7: 1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений.

Организационная структура системы управления международной деятельностью отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта. К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции — инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, в 1,5—3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975г. — 4,9%, 1987г. — 4,4, 1995г. — 10,1%).

Экспорт — импорт капитала. Его характерные черты.

В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981—1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК[5]. По совокупному объему прямых заграничных инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

В 60—70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии — только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке — Панама (40%).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 

Разделы