Рекреационная Германия
Страница 6
1.8. Экономика
Денежная единица: 1 евро = 100 центов.
Важнейшие экспортируемые товары:
Автомобили и автомобильные запчасти, станки, химические изделия
Германия - одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее валовой внутренний продукт (ВВП) составил 2178 млрд. евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире. Германия удерживает эту позицию, хотя в последние годы в ходе объединения страны ей пришлось пережить значительные перемены в экономике. Темпы экономического роста (с учетом элиминации колебания цен) за прошедшие десять лет составили в среднем 1,4% в год. После трех лет весьма слабого экономического роста - в 2003 г. наблюдался даже некоторый спад внутреннего валового продукта (-0,1%) - в 2004 г. показатель составил +1,7%.
Промышленность.
Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. В 2001 г. на примерно 49.000 промышленных предприятий трудились почти 6,4 млн. человек. Их оборот составил около 1,35 трлн. евро. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли.
За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности.
2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. В целом на маленькую группу крупных предприятий приходится около 51 проц. общего оборота промышленности. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.
Автомобильная промышленность.
Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Германия - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из 5,12 млн. автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70 проц. пошли на экспорт.
И в восточногерманских землях у автомобильной промышленности давние традиции. Однако модели, которые изготовлялись во времена ГДР, после объединения не имели никаких шансов выдержать конкуренцию. Поэтому производство технически устаревших марок автомобилей ГДР было прекращено. Некоторые крупные западногерманские автомобильные концерны активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. В одном лишь 2001 г. автомобильная отрасль инвестировала в восточногерманских землях более 800 млн. евро. Тем самым ее доля в общем объеме промышленных инвестиций на востоке страны в тот год составила более 10 проц. Всего западногерманская автомобильная промышленность инвестировала в восточногерманских землях за последние годы около 3,5 млрд. евро. После расширения современных производственных мощностей в восточногерманских землях там будут производить около 370.000 автомобилей в год.