Саудовская Аравия

Страница 10

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Религия. Религия всегда играла доминирующую роль в саудовском обществе и все еще определяет образ жизни большинства населения. Большинство жителей Саудовской Аравии, включая правящий дом Саудидов, принадлежит к последователям ваххабизма – одного из течений в исламе, получившего свое название по имени жившего в 18 в. реформатора Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Они называют себя муваххидами, «единобожниками», или просто мусульманами. Ваххабизм является аскетическим, пуританским течением в рамках наиболее строгой в суннитском исламе ханбалистской религиозно-юридической школы (мазхаба), в которой особое внимание обращается на неукоснительное исполнение предписаний ислама. Ваххабиты являются хранителями священных мест, под их контролем происходит паломничество в Мекку. В Саудовской Аравии есть также последователи других течений суннитского ислама – в Асире, Хиджазе и Восточной Аравии. В Эль-Хасе, на востоке страны, проживает значительное число шиитов (15%). Конституция Саудовской Аравии содержит категорическое предписание гражданам страны исповедовать ислам. Немусульманские религии допускаются только среди иностранных рабочих. Строго запрещены любые публичные проявления принадлежности к немусульманской религии (нательные кресты, Библия и др.), продажа товаров с неисламской символикой, а также общественные богослужения. Лица, уличенные в «нелегальной практике» своей религии, могут быть подвергнуты судебному наказанию или высылке из страны. Вся социальная и культурная жизнь страны регламентируется мусульманским Лунным календарем (лунная хиджра), такими событиями, как паломничество в Мекку (хадж), месячный пост (рамадан), праздник разговения (ид аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид аль-адха). Во главе религиозной общины стоит Совет улемов, который трактует мусульманские законы. В каждом городе имеются комитеты общественной морали, следящие за выполнением правил поведения. В начале 20 в. Совет улемов выступил против появления в Саудовской Аравии телефона, радио и автомобиля на том основании, что подобные нововведения противоречат шариату. Тем не менее изменившиеся условия, в частности рост благосостояния и появление в Саудовской Аравии западной техники, привели к компромиссу между требованиями современной жизни и ограничениями шариата. Со временем проблема была решена. Это было оформлено декретом Совета улемов (фетвой), объявившим, что западные нововведения, начиная от самолетов и телевидения и кончая коммерческим законодательством, не противоречат исламу. Однако большинство строгих ваххабитских правил продолжают действовать, например, всем женщинам, арабским или европейским, запрещено общаться с мужчинами в общественных местах и управлять автомобилем. Образ жизни. Арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей шерсти. Для оседлых арабов характерны жилища из высушенного на солнце кирпича, побеленные или окрашенные охрой. Трущобы, ранее довольно распространенные, теперь стали редкостью благодаря государственной политике жилищного строительства. Основными продуктами питания арабов являются баранина, ягнятина, цыплята и дичь, приправленные рисом и изюмом. К распространенным блюдам относятся супы и тушеное мясо, приготовленное с луком и чечевицей. В пищу употребляется много фруктов, особенно фиников и инжира, а также орехи и овощи. Популярным напитком является кофе. Употребляется верблюжье, овечье и козье молоко. Для приготовления пищи обычно используется топленое масло из овечьего молока (дахн). Положение женщин. Главенствующую роль в саудовском обществе играют мужчины. Женщина не может появиться в общественном месте без покрывала на лице и накидки, которые закрывают ее тело с головы до ног. Даже в своем доме она может не прикрывать лицо только перед мужчинами из своей семьи. Женская («запретная») половина дома, харим (отсюда происходит слово «гарем»), отделена от той части, где принимаются гости. У бедуинов женщины обычно более свободны; они могут появляться в обществе без покрывала на лице и разговаривать с посторонними мужчинами, тем не менее они занимают отдельный шатер или часть семейного шатра. Брак считается гражданским договором и сопровождается финансовым соглашением между супругами, которое должно быть зарегистрировано в религиозном суде. И хотя романтическая любовь является извечной темой арабской, особенно бедуинской, поэзии, браки, как правило, организуются без участия или согласия жениха и невесты. Основной обязанностью жены является уход за мужем и удовлетворение его потребностей, а также воспитание детей. Как правило, браки являются моногамными, хотя мужчине разрешено иметь до четырех жен. Только наиболее состоятельные граждане могут позволить себе пользоваться этой привилегией, но даже в этом случае предпочтение отдается одной, а не нескольким женам. Муж может в любое время обратиться к судье (кади) с требованием развода, причем единственными ограничениями для него являются брачный контракт и отношения между заинтересованными семействами. Женщина может обратиться к кади с требованием развода только в тех случаях, если для этого имеются основания, например, плохое обращение со стороны мужа и скудное содержание, или сексуальное пренебрежение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 

Разделы