Саудовская Аравия

Страница 11

Здравоохранение. В стране действует бесплатная система здравоохранения. Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого уровня. Оно распространяется практически на всё население страны – от жителей больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость составила 37,2, смертность – 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская смертность – 47 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 68 лет. Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986 системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как холеру, чуму и желтую лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В 1990–1991 в стране действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в подчинении министерства здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений относились к другим министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось 64 частные больницы (6479 коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача приходилось 544 пациента) и 29 124 лиц среднего медицинского персонала. Образование. Образование является бесплатным и открытым для всех граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном обучении и о создании светских государственных школ. В 1954 было создано министерство просвещения, приступившее к выполнению образовательных программ, основное внимание в которых уделялось начальному образованию и профессиональному обучению, а также религиозному просвещению. В конце 1950-х этими программами было охвачено среднее и высшее образование. В 1960 был принят закон об обязательном обучении девочек, открыты женские педагогические училища, в 1964 принят закон об открытии высших учебных заведений для девушек. Расходы на образование на протяжении многих лет занимали второе место в бюджете, а в 1992 эта статья даже выдвинулась на первое место. В 1995 государственные расходы на образование составляли 12 млрд. долл., или 12% всех расходов. В 1994 система образования включала 7 университетов, 83 института и 18 тыс. школ, в 1996 – 21 тыс. школ (290 тыс. преподавателей). В 1996/1997 учебном году в школах всех ступеней обучалось ок. 3,8 млн. детей. Возраст поступления в школу – 6 лет. Начальная школа 6-летняя, средняя школа состоит из двух ступеней: неполная средняя школа (3 года) и полная средняя (3 года). Обучение мальчиков и девочек раздельное. В начале 1990-х девочки составляли 44% из 3 млн. учащихся начальных и средних школ и 46% от общей численности студентов университетов. Руководит образованием для девочек специальный наблюдательный совет, курирующий также образовательные программы для взрослых женщин. Учащиеся обеспечиваются учебниками и медицинским обслуживанием. Имеется специальное управление, занимающееся школами для больных детей. В соответствии с Пятым 5-летним планом развития, на развитие технического образования и профессионального обучения в таких областях, как медицина, сельское хозяйство, просвещение и др. был выделен 1,6 млрд. долл. В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов. Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. К ним относятся Университет исламских исследований в Медине (осн. в 1961), Университет нефтяных и минеральных ресурсов им. короля Фахда в Дахране, Университет им. короля Абд аль-Азиза в Джидде (осн. в 1967), Университет им. короля Фейсала (имеющий отделения в Даммаме и Эль-Хуфуфе) (осн. в 1975), Исламский Университет им. имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1950, статус университета с 1974), Университет Умм эль-Кура в Мекке (осн. в 1979) и Университет им. короля Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1957). Численность студентов университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава – 9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей. Благодаря государственным образовательным программам властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения. Если в 1972 количество неграмотных достигало 80% населения, то к 2003 оно составило 21,2% (мужчин – 15,3%, женщин – 29,2%). Крупнейшие библиотеки. Национальная библиотека (осн. в 1968), библиотека Сауда, библиотека при университете в Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека Арифа Хикмата и библиотека при университете в Медине. Культура. Религия пронизывает все общество: она формирует и определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй, единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в., из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и песен немного, и все они мужчины. Среди наиболее известных музыкальных исполнителей можно отметить первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара. Популярностью в стране также пользуется египетская поп-музыка. Такой же жесткий запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре, хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя традиционные формы исламского искусства. Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке). Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет, по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов, общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются современные идеи и традиционный дизайн. В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры, запрещены зрелища и представления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 

Разделы