Речное и набережное строительство г. Барнаула
Страница 3
Таблица 2.1
Грузооборот пристани Барнаула по некоторым годам
[по 2, с. 183; 22, с. 107; 25, с. 25; 27; 28, с. 215; 30; 34, с. 201]
Годы | Ежегодный грузооборот, тыс. тонн | Годы | Ежегодный грузооборот, тыс. тонн |
1904-1910 |
93,96 (5736 тыс. пуд) * |
1938 |
700 |
1906 |
53,22 (3249 тыс. пуд) |
1974 |
ок. 2000 |
1908 |
154,21 (9414 тыс. пуд) |
1980-е |
4700 |
1913 |
41,87 (2556 тыс. пуд) |
* В скобках указаны значения в исходной размерности.
К 1908 г. на обских берегах города разместилось 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских компаний. (Наиболее крупными были компании Е.И. Мельниковой, Е.В. Ельдештейна, Г.И. Фуксмана) Общая численность их флотилии составляла 39 пароходов, барж и паузков (больших лодок) [2, с. 259]. К началу Великой Отечественной войны пристань имела 30 буксирных и пассажирских судов, речных трамваев, паузков, барж и паромов [25, с. 13]. Однако во время войны работа речников затормозилась, так как многие из обслуживающего персонала ушли на фронт и переработка грузов резко сократилась. Темпы работы стали возобновляться в 1950-е гг. В это время пристань стала интенсивно механизироваться. Вместо ручной погрузки/разгрузки стали применяться плавучие и береговые краны. Тогда же стали появляться первые теплоходы, а позже – и скоростные теплоходы «Заря» (их по сей день можно увидеть на Оби). 19 сентября 1969 г. к Речному порту приписано 17 пассажирских теплоходов. В том же году открылся новый скоростной рейс Барнаул – Камень-на-Оби. В июле 1971 по выходным дням с причала стал отправляться теплоход «Вечерний Барнаул», время его прогулки по реке составляло 4 часа и рабочие промышленных предприятий города проводили свой отдых на теплоходе.
Но так обстояло в советское время. Когда же пароходство еще только начало развиваться в Барнауле, единственная пристань здесь представляла собой пляж и вовсе не была оборудована. В годы Великой Отечественной войны грузовая пристань была уже механизирована. Приведем воспоминание Г.М. Ключевского 1989 г.: «Хозяйство наше в то время: угольный причал с десятком транспортеров и бункеров для угля, зерновой причал с транспортерами, причал большой скорости. <…> Производительность транспортеров была очень низкой. Кроме того, во время работы приходилось очень часто их останавливать, чтобы вручную переставить ближе к куче угля. <…> Летом в напряжении трудились и люди, и техника, а зимой нам приходилось почти заново перебирать всю нашу механизацию. Материалы, запчасти – их всегда не хватало, что-то делали сами, что-то разными путями добывали. Но к навигации все механизмы были в порядке». [25, с. 22]. К концу 1980-х среди технического оснащения грузовой пристани имелись четыре портальных 5-тонных крана, а также 10-, 16-, 20- и 27-тонных. Также шесть плавучих кранов, экскаваторы, автопогрузчики, тракторы. [25, с .25] К этому времени остальное оснащение просто пришло в негодность.
В 1985 сдан в эксплуатацию пассажирский Речной Вокзал с имеющимся транспортом: 61 транспортный буксир, 12 теплоходов, 23 несамоходных судна общим тоннажем 12,6 тысяч тонн. [2, с. 259]
2.2. Две пристани
Так в Барнауле имеется ряд пунктов, так или иначе, связанных с навигацией по реке Оби. Сейчас существует две пристани в городе – грузовая и пассажирская.
Фото из галереи
Пингвины на айсберге |
Остров Гонконг |
Великий сфикс Гизы |
Гонконг |