Речное и набережное строительство г. Барнаула
Страница 5
Другие рейсы – прогулочные. Они проводятся на теплоходах типа «ПТ», длятся пару часов и являются одним из весьма востребованных ныне услуг Барнаульского причала.
Для упрощения работы пассажирской пристани 9 мая 1939 г был построен деревянный речной вокзал, постройка которого началась в мае 1938 г. Зал ожидания рассчитан на 150 человек. На верхнем этаже – ресторан и буфет [30]. В 1985-м была завершена постройка нового двухэтажного Речного Вокзала. Причем подготовка к закладке его фундамента началась еще в 1969 г. Затем 11 сентября 1970 г. главный архитектор города В.В. Казаринов “обнародовал” этот проект. В августе 1971 г. трест «Алтайтрансстрой» начал вертикальную планировку площадки будущего строения. В декабре 1972 г. наконец начались комплексные работы по возведению Речного Вокзала.
2.3. Поселок Бобровский Затон
Важное место в развитии судоходства на Оби в районе Барнаула занимает поселок Бобровский Затон, входящий ныне в Центральный район г. Барнаула. Он был образован в 1880-х годах, когда барнаульские пароходчики В.И. Мельникова, Курбатов и Игнатов построили здесь свои судостроительные и судоремонтные мастерские [2, с. 120; 19, с. 6; 25, с. 20]. В дальнейшем владения расширялись, всё больше открывалось мастерских. В феврале 1918 по декрету о национализации флота они перешли от хозяев к речникам. Здесь были построены цехи с новыми станками, и к 1930-м гг. поселок получил почетное звание стахановского предприятия. В 1937 г. мастерские преобразованы в судоремонтный завод, который в конце 1950-х реорганизован в Барнаульскую ремонтно-эксплутационную базу флота. В начале 1970-х он стал именоваться судостроительно-судоремонтным заводом, а через десять лет – вновь ремонтно-эксплутационной базой. Однако это градообразующее предприятие в 2002 г. оказалось ликвидировано. Но находящийся здесь затон продолжает нести свою транспортно-речную функцию – именно здесь зимуют многие суда Барнаульского речного флота.
Так или иначе, сейчас все чаще встает вопрос о переселении поселка [19, 20]. Это связано вовсе не с ликвидацией главного предприятия, а с природными условиями, в которых Затон вынужден существовать. Ведь почти каждый год весенним паводком в некоторой мере происходит полное затопление либо подтопление земельных участков и различных зданий. Эта проблема давно терзает администрации города и края и в последние годы оно находит постепенное решение – поселок решено расселить, и уже частично население действительно расселено.
Мы уже писали об этих проблемах (см. [19; 20]). Вкратце поясним. Решение о расселение Затона появилось, видимо, в 2001 г. после рабочей поездки в поселок Л. Драчевского (полномочного представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе). В тот год затопление случилось особенно мощное, – в его зоне оказалось 600 поселковых зданий (из 615) [15]. Тогда же принято было постановление, согласно которому, «до 15 октября <…> должны быть подготовлены и представлены на утверждение списки жителей поселка Затон, которые желают переселиться в село Бельмесево» [13]. По ряду причин долгое время проблема не разрешалась. Наконец она вновь была поднята 19 марта 2003 г. на совещании по вопросам подготовки к безаварийному пропуску паводковых вод на территории региона. Глава администрации Алтайского края А. Суриков отметил на совещании, что работа по переселению жителей поселка Затон ведется. В 2004 г. вопрос был вновь поднят на широком обсуждении во время совещания по организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним паводком. Но по сей день проблема до конца не решена – большинство семей продолжают жить и работать в Затоне.
Мы исследовали эту проблему с гидрологической позиции и пришли к следующим выводам. Затопление начинается при подъеме уровня воды от 133 м (в балтийской системе высот), или 520 см выше нуля графика водомерного поста. Большая часть территории поселка вложена в амплитуду 135-136 м (59% земельной площади) (прил.3). Судя по графику максимальных уровней Оби (таблица 2.2), реально эти высоты в той или мере затапливаются раз в два-четыре года. Здесь будет целесообразно привести карту частоты затоплений, созданную на основе имеющегося у нас статистического материала и топографической основы исходного масштаба 1:10000 (прил.4). Карта показывает территории с отображением частоты их затопления водами р. Оби в сутках.
Фото из галереи
Великий сфикс Гизы |
Гонконг |
Пирамиды в Гизе |
Прага: Площадь старого города |