Экономика Японии
Страница 7
Цветная металлургия
Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена в Японии реорганизации. Очень сильно сократилась выплавка цветных металлов (например по алюминию она упала за 80-е годы с 770 тыс. т до 32,4 тыс. т). Происходит скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещаются в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).
Химическая и нефтеперерабатывающая промышленности
Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности также тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Йокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных промышленных центров в составе промышленных комплексов вместе с металлургическими заводами и электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами химической промышленности являются другие города Южной и Центральной Японии — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю. Современное химическое производство специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.
Машиностроение
Машиностроение Японии довольно разнообразно, в нем сохраняется большая роль модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства, занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие отрасли.
В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.
Судостроение, специализировавшееся на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных программ реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судостроительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судостроения — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.
Предприятия автомобильной промышленности в последние годы несколько снижают выпуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стоимости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Германии и др. Важнейшими центрами автомобилестроения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агломерации Кэйхин.
Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промышленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализируется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и некоторые другие центры общего машиностроения — Хиросима, Фукуока.
Фото из галереи
Гонконг |
Остров Гонконг |
Пингвины на айсберге |
Великий сфикс Гизы |