Экономика Японии

Страница 7

Цветная металлургия

Цветная металлургия, практически все производства которой материало- и энергоемки, а также экологически опасны, оказалась в наибольшей степени подвержена в Японии реорганизации. Очень сильно сократилась выплавка цветных металлов (например по алюминию она упала за 80-е годы с 770 тыс. т до 32,4 тыс. т). Происходит скрапирование производственных агрегатов, вынос производства в другие страны. Передельные заводы располагаются практически во всех ведущих центрах промышленного пояса, некоторые крупные предприятия размещаются в старинных центрах цветной металлургии, возникших на основе переработки местных руд — Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).

Химическая и нефтеперерабатывающая промышленности

Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности также тяготеют к ос­новным центрам Тихоокеанского промышленного пояса. Насыщенностью нефтеперерабатывающими и химическими заводами выделяются несколько городов Токийской агломерации — Кавасаки, Тиба, Итихара, Йокогама. Многие крупные нефтехимические комбинаты создавались в 60-х годах на периферии основных промышленных центров в составе промышленных комплексов вместе с металлургическими заводами и электростанциями. Так, к северо-востоку от Токио был построен промышленный комплекс «Касима», комплекс «Химедзи» возник в районе Осака и т. д. Крупными центрами химической промышленности являются другие города Южной и Центральной Японии — Йоккаити (в районе Нагоя), Убэ и Токуяма на юге Хонсю, Нобэока на Кюсю. Современное химическое производство специализируется главным образом на нефтехимии, в стране развито производство синтетического каучука, химических волокон, пластмассы. В последние годы значительное внимание уделяется «тонкой химии» и биохимии.

Машиностроение

Машиностроение Японии довольно разнообразно, в нем сохраняется большая роль модернизированных отраслей массового экспортно-ориентированного производства, занимавших лидирующие позиции в 60—70-х годах, и активно развиваются новые наукоемкие от­расли.

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 46% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.

Судостроение, специализировавшееся на стро­ительстве крупнотоннажных танкеров и сухо­грузов, испытало глубокий кризис в середине 70-х годов в связи с сокращением заказов на суда таких типов. Несколько крупных про­грамм реорганизации привели к значительному скрапированию производственных мощностей. Оживление отрасли началось с конца 80-х годов. В 2001 г. общий тоннаж построенных в Японии судов составил около 15 млн т дедвейт, что дало примерно 42% общемирового объема. Судост­роительные предприятия размещены по всей территории страны, главные центры судострое­ния — крупные портовые города: Иокогама, Кобэ, Нагасаки.

Предприятия автомобильной промышлен­ности в последние годы несколько снижают вы­пуск машин: в 2001 г. — около 10 млн (второе место в мире), обеспечивая примерно 15% стои­мости экспорта. При этом быстро и неуклонно нарастает производство на филиальных заводах за рубежом, в том числе в США, Англии, Герма­нии и др. Важнейшими центрами автомобиле­строения в стране являются Тоёта (район Нагоя), Хиросима, ряд городов в столичной агло­мерации Кэйхин.

Развито в Японии общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспече­ние машинами и оборудованием собственной экономики. Основные предприятия отрасли со­средоточены в пределах Тихоокеанского про­мышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токий­ском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения — производ­ство наиболее сложных видов оборудования (станки с программным управлением, промыш­ленные роботы), в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого оборудования (горные машины, промышленные агрегаты и т. п.). Нагойский район специализи­руется на производстве относительно простых станков и прессов для автомобилестроения, текстильной промышленности. Заметны и не­которые другие центры общего машиностро­ения — Хиросима, Фукуока.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы