Экономика Японии

Страница 9

Очень важную роль в интенсивном экономи­ческом развитии и урбанизации Японии сыграл железнодорожный транспорт. Он занимает вто­рое место по объему пассажироперевозок (27%). ежегодный объем которых превышает около 400 млрд пассажиро-километров. Однако для перевозки грузов железные дороги в Японии ис­пользуются мало, на них приходится лишь 4,3% всех грузовых перевозок. Японские железные дороги, общая протяженность которых состав­ляет 20 тыс. км, отличаются высоким уровнем технической оснащенности и управления — здесь внедрена электронно-вычислительная и информационная техника, 98% вагонов оснащено воздушными кондиционерами.

В Японии действует уникальная железнодо­рожная система сверхскоростных суперэкспрес­сов Синкансэн. Скоростной поезд Синкансен, «поезд-пуля», курсирует между Мориока на севере Фукуока на юге страны.

В настоящее время все четыре главных остро­ва страны соединены между собой непрерывными транспортными путями, автомобильными и железнодорожными — через систему мостов и тоннелей.

Второе место по объему грузоперевозок зани­мает морской каботаж — на него приходится более 40%. В то же время значение морского транспорта в перевозке пассажиров ничтожно маю — 0,4%.

Торговый флот Японии, обслуживающий ее внешнеторговые связи, занимает второе место в мире по тоннажу (почти 87 млн бр.-рег. т в 1996 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами».

В стране насчитывается несколько десятков крупных морских портов. Крупнейшие (2000 г.) — Йокогама, Токио, Нагоя, а также Кобэ, Осака, Кавасаки, Хакодате, Тиба.

Хотя удельный вес авиаперевозок невелик (в 1997 г. 5,2% пассажиров и 0,2% грузов), объем их постоянно растет.

При этом если в 1980 г. внутренние авиапе­ревозки пассажиров составляли в Японии почти 90% всех пассажирских авиаперевозок, то в сере­дине 90-х годов доля международных авиапере­возок пассажиров увеличилась до 15% за счет туризма со второй по­ловины 80-х годов. Что касается грузовых авиа­перевозок, то за тот же период доля междуна­родных возросла с 42 до 52%. Доля японских авиакомпаний в международных перевозках пассажиров за это время упала с 38 до 33%, а грузов весьма стабильна — около 40%.

Наиболее крупные аэропорты — Нарита и Ханэда в Токио, Кансай в Осака, а также в Сап­поро, Фукуока, Окинава.

Связь

К концу 80-х годов Япония вышла на второе место в мире после США по уровню развития средств связи. Новые виды электронных комму­никаций — кабельное телевидение, факсимиль­ная, мобильные телефоны, электронная почта и другие — очень быстро завоевывают японский рынок. В 90-е годы отмечался стабильно высо­кий и даже растущий спрос на компьютеры, поскольку очень быстро растет популярность элек­тронной почты и Интернета.

Наряду с прогрессом в области информаци­онно-вычислительной техники появление но­вых видов связи оказало огромное влияние на развитие и размещение различных отраслей японской экономики. В промышленности их использование значительно повысило опера­тивность и эффективность управления произ­водством, позволив полнее учитывать измене­ния на рынке и быстрее на них реагировать. Так, в сфере оптовой и розничной торговли на их основе были созданы системы автомати­зированного управления складскими запасами; в сфере обслуживания — автоматизированные системы заказов номеров в отелях и авиаби­летов; на транспорте — системы автоматизи­рованного управления доставкой грузов. В банковской сфере были автоматизированы опе­рации с вкладами, внедрена система автома­тизированных расчетов с населением через кредитные электронные карточки, создана меж­банковская электронная сеть взаимных расче­тов и обмена финансовой информацией, орга­низованы новые виды информационно-консультационного обслуживания клиентов на основе двусторонней электронной связи.

Внешнеэкономическая торговля

Япония — одна из крупнейших торговых держав мира. По объе­му внешней торговли она занимает третье место в мире, и на ее долю приходится 6% мирового импорта и около 8% мирового экспорта. Внеш­няя торговля играет очень большую роль в эко­номическом развитии Японии. Однако степень зависимости Японии от внешней торговли (отношение суммы экспорта и импорта стра­ны к ее валовому продукту) составляет менее 20%, что намного ниже, чем аналогичные пока­затели для европейских развитых стран. При этом на современном этапе в Японии более важную роль внешние связи играют в плане реализации промышленной продукции: ее эк­спортная квота составляет 10—12% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потребле­нии — около 8%. В структуре импорта/экспорта преобладает продукция обрабатывающей промышленности. Среди видов продукции преобладают автомобили и транспортное оборудование(Приложения 24,25).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы