Политико-географическая характеристика Соединенных Мексиканских штатов

Страница 11

Глава 3. Место Мексики на политической карте мира.

Согласно конституции[58], внешняя политика страны должна опираться на следующие принципы: самоопределение народов, невмешательство во внутренние дела. мирное урегулирование споров, отказ от использования силы и угрозы силой в международных отношениях, международное сотрудничество на благо развития, борьба за мир и международную безопасность. медицинский гинекологический центр отзывы

В мексиканской внешней политики можно выделить 3 основных направления: американское, латиноамериканское и европейское.

Главной региональной организацией в американском направлении является НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), которая была заключена администрацией президента США Джорджа Буша, канадским премьер-министром Брайаном Малруни и мексиканским президентом Карлосом Салинасом де Гортари. Предварительное соглашение по договору было достигнуто в августе 1992 г. и было подписано тремя лидерами 17 декабря 1992 г. НАФТА была ратифицирована законодательными органами трех стран в 1993 г. и вступила в силу 1 января 1994 г[59].

Основные условия НАФТА[60]: постепенное сокращение тарифов, таможенных пошлин и других торговых ограничений между тремя членами, немедленно устраняя некоторые тарифы, остальные же в течение последующих 15 лет. НАФТА гарантирует необлагаемый пошлиной доступ для обширного ассортимента производимых товаров и предметов потребления для её членов.

Вопрос о торговом союзе стал обсуждаться в 80-х годах, особенно после того, как в 1988 г. было заключено соглашение США с Канадой. Мексики рассчитывала на получении доступа к современной технологии для осуществления своей программы модернизации экономики. При нехватке собственных средств приток инвестиций в ключевые отрасли хозяйства помог бы повысить конкурентоспособность мексиканской экспортной продукции и, что не менее важно, смягчил бы столь острую для страны проблему занятости.

С приходом к власти в декабре 1988 г. президента Салинаса де Гортари реформирование мексиканской экономики еще более углубилось. Освобождение цен из-под государственного контроля в сочетании со снижением налогов, либерализацией финансовой системы, а главное - широкой приватизацией дало впечатляющие результаты. Среднегодовые темпы инфляции упали с 52% в 1988 г. до 9,5% в 1993 г[61].; бегство капиталов из страны сменилось их притоком, масштабы которого в последние два года достигли 24—25 млрд. долл. в год; положительное сальдо баланса текущих операций повысилось с 2,2 до 8,3% ВВП. С 1990 г. в стране возникли 24 тыс. новых предприятий. Большую роль в этом процессе играют прямые иностранные инвестиции. Особенно активно пошел в Мексику капитал из США: за 1987 г. балансовая стоимость прямых американских капиталовложений возросла здесь на 6,3%, за 1988 г. - на 15,9, за 1989 г. - на 24,3, за 1990 г. - на 32,2, за 1991 г. - на 31,0%[62].

Завершающий правление К. Салинаса 1994 г. в экономическом плане вроде бы не сулил никаких особых осложнений, тем более потрясений. В результате «салинастройки» инфляция снизилась до 7% - наименьший уровень с начала 70-х годов. Проводившаяся с конца 80-х приватизация около 270 компаний принесла казне 13 млрд. долл. Президенту удалось добиться списания долгов на сумму 9 млрд. долл. Несколько сократился уровень безработицы. Первый год действия НАФТА закончился сравнительно успешно[63]: оборот внешней торговли вырос на 1/5, что, по мнению министра финансов X. Серра, могло дать дополнительный импульс экономическому росту. Страна казалась одной из самых процветающих в мире.

НАФТА принесла много позитивного жизнь Мексики: увеличение занятости мексиканских рабочих, а также повышение их квалификации; увеличение торгового оборота в США; кроме того, НАФТА обеспечивает множество важных инвестиционных защит поставщикам и инвесторам, включая возможность свободного перевода капиталов, защиты от конфискаций и право на арбитраж.

Важным стратегическим направлением является южное или латиноамериканское направление. Мексика участвовала в создании организаций американских государств (ОАГ)[64], которая была создана в 1948 г., объединяет все 35 государств Западного полушария. Используя средства экономического и политического давления на латиноамериканские страны, США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте. В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ. На этом же совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами-членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранив свои отношения с Кубой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 

Разделы