Политико-географическая характеристика Соединенных Мексиканских штатов

Страница 8

Реформа 1993 г.[43] предоставляет оппозиционным партиям не менее 25% мест в сенате. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса. В 1993 г. была принята поправка к конституции, исключающая т.н. «пункт подчиненности», в соответствии с которым, если партия наберет 35% голосов по всей стране, она автоматически получает большинство мест в палате депутатов. Эта поправка не позволяет ни одной из партий получить более 315 мест в нижней палате. Поправки к конституции принимаются при одобрении их не менее 325 депутатами. Следовательно, ни одна из партий сама по себе не может вносить поправки в основной закон страны. До начала 1990-х годов контроль конгресса за исполнительной властью существовал только в теории; власть президента над законодательной властью была почти абсолютной – главным образом потому, что правящая Институционно-революционная партия[44] владела львиной долей мест в обеих палатах.

Промежуточные выборы в июле 1997 г. лишили правящую Институционно-революционную партию (ИРП) большинства в палате депутатов, хотя за ними сохранилось большинство мест в сенате. После выборов 2006 г. ни одна из партий не имеет большинства в конгрессе.

С 1920-х гг. в стране официально существует многопартийная система. Однако вплоть до 1990-х гг. реальной монополией на власть пользовалась правящая Институционально-революционная партия, созданная в 1929 г. и именовавшаяся до 1938 г. Национально-революционной, а до 1946 г. – Партией мексиканской революции[45].

Партия была образована как объединение правительственных группировок, объединяла первоначально политиков и государственных чиновников и ставила своей целью сплотить разнородные силы, принимавшие участие в Мексиканской революции – от беднейшего крестьянства до самых богатых предпринимателей. В 1938 г. ее реорганизовал президент Ласаро Карденас[46], придав партии массовый характер. Были созданы четыре сектора – крестьянский, представленный Национальной крестьянской конфедерацией, рабочий (опирался на Конфедерацию трудящихся Мексики), народный (индивидуальные члены) и военный (ликвидирован в 1940 г.). За годы существования правящей партии она почти слилась с государственными структурами, а ее деятельность в значительной мере финансировалась из государственного бюджета. ИРП пользовалась полной поддержкой средств массовой информации. Номенклатура ИРП умело манипулировала ходом и результатами выборов.

В идеологическом отношении ИРП провозглашала свою верность идеалам Мексиканской революции[47], которую она считала «перманентной» и продолжающейся «институционным» путем. Партия призывала к гармонии классовых интересов и мирному разрешению социальных споров и противоречий. Выступала за активное государственное вмешательство в экономику и государственный контроль над основными отраслями хозяйства. ИРП является наблюдателем в Социалистическом Интернационале.

В 1980-х гг. руководство ИРП отказалось от прежних этатистских идей и стало проводить неолиберальную экономическую политику, осуществляя приватизацию государственного сектора, активно привлекая иностранные капиталовложения и стремясь к ускоренной интеграции страны в Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Переориентация партии вызвала усиление внутренних разногласий, и в конце 1980-х гг. ее покинули многие видные деятели, несогласные с новой политикой. В 1992 г. ИРП провозгласила своей идеологией «социальный либерализм».

Одновременно стали колебаться казавшиеся прежде незыблемыми позиции ИРП в обществе. Росло недовольство экономическим курсом правящей партии, а также ее монополией на власть. После 1988 г., когда кандидат ИРП Карлос Салинас де Гортари[48] выиграл президентские выборы, собрав лишь немногим более 50% голосов, она оставалась крупнейшей партией, но утратила политическую гегемонию и вынуждена была пойти на проведение ряда политических реформ, включая создание Федерального избирательного института и Федерального избирательного трибунала в 1990 г., расширение представительства оппозиции в конгрессе, регулирование финансирования избирательных кампаний и обеспечение более равных возможностей для доступа партий к средствам массовой информации (1996 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 

Разделы