Общая экономико-географическая характеристика России
Страница 33
Машиностроение района специализируется на производстве: горного оборудования, экскаваторов, сельскохозяйственных машин, химической аппаратуры, станков, приборов, электротехнических изделий, оборудования для пищевой и цементной промышленности.
Промышленные предприятия размещаются в крупных городах — Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде — металлоемкое машиностроение – производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод.
Химическая промышленность представлена производством синтетического каучука и шин в Воронеже, красителей в Тамбове, химического волокна в Курске. Коксовые газы используются для производства азотных удобрений, анилиновых красителей. Но в основном промышленные предприятия отрасли работают на привозном сырье.
Промышленность строительных материалов, особенно цементная, развита в Белгороде, Липецке, Старом Осколе, Железногорске и Губкине. Развивается производство железобетонных конструкций.
Район располагает высокоразвитой пищевой промышленностью. Это мукомольные, маслобойные, сахарные и табачные заводы.
Агропромышленный комплекс. Район отличается высокоразвитым сельским хозяйством с преобладанием растениеводства. Выращиваются преимущественно зерновые (озимая пшеница, кукуруза, ячмень, рожь) и технические культуры (сахарная свекла, подсолнечник). Значительные площади заняты под картофелем и овощами. Животноводство имеет главным образом мясомолочное направление. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, птицу. Вокруг городов сложилось пригородное хозяйство. Развито садоводство.
Топливно-энергетический комплекс является слабым звеном хозяйственного комплекса. Лишенный своих энергоносителей район вынужден завозить топливо из других областей (преимущественно нефть и газ). На привозном топливе работают все электростанции района. Значительную часть электроэнергии вырабатывают мощные АЭС — Курская и Нововоронежская.
Транспорт. Хорошо развиты все виды транспорта, работа которых обеспечивает внутренние и внешние связи.
Волго-Вятский район
Состав. Кировская и Нижегородская области. Республики: Марий Эл, Мордовская и Чувашская.
Экономико-географическое положение. Территория – 263 тыс. км2. Район расположен в центральной части европейской территории России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Географическое положение района на важнейших водных артериях и на пересечении железных дорог, связывающих Центр с Северо-Западом, Поволжьем и Уралом, создает благоприятные условия для развития хозяйства. ЭГП западной части района похоже на ЭГП Центрального экономического района РФ. А южная часть района сходна по природным условиям с Центрально-Черноземным районом.
Природные условия и ресурсы. Климат — умеренно-континентальный. Весь районо расположен в лесной зоне.
Собственные ресурсы района не очень велики — торф, строительные материалы, фосфориты (Кировская область). Имеются большие массивы лесов в Заволжье. Водные ресурсы — также одно из богатств района. Река Волга — не только важная транспортная артерия. На ее берегах издавна селились люди и вели свое хозяйство.
Население. Численность населения Волго-Вятского района — 8,4 млн. человек (1996 г.); средняя плотность населения — 32 человека на 1 км2. Размещено население неравномерно (показатель плотности варьирует от 14 человек в Кировской области до 74 человек на 1 км2 в Чувашии).
Национальный состав — неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты.
Население Чувашии (1996г.) — 1,36 млн. человек (среди них 26% русских), население Марий Эл — 766 тыс. человек (русских — 47%); Мордовии — 956 тыс. человек (доля русских - около 60%).
Городское население превышает сельское (коэффициент урбанизации — 70%). Основная часть населения живет в крупных городах. Особенно выделяется по своему значению Нижний Новгород с населением свыше 2 млн. человек.