Экономика Японии в послевоенный период
Страница 6
Японские специалисты, однако, подчеркивают, что в 1946–1948 гг. наблюдался достаточно высокий рост цен (от 40 до 70%). Это было связано в основном с тем, что осуществляя централизованный пересмотр административно контролируемых цен, правительство ориентировалось не только на складывающийся уровень себестоимости, но и в значительной мере на цены черного рынка, который получил весьма широкое развитие в этот период.
В настоящее время государственное регулирование в форме согласия (разрешения) на установление конкретных цен действует на электроэнергию, газ, отопление, воду; почтовые услуги, телекоммуникации, радио- и кабельное вещание; железнодорожные, авиационные, морские, дорожные тарифы, грузовые отправления.
2.4 Финансовая политика
Сразу после окончания войны, с сентября 1945 г., японское правительство приняло решение о массированных кредитных вложениях в производство через все финансовые институты, было объявлено о неограниченной выплате вкладов. Цель — большие финансовые вложения для скорейшего восстановления производства. Но предприятия в условиях экономической неопределенности стали, используя полученное от государства сырье, производить товары первой необходимости и сбывать их на черном рынке, а также продавать на черном рынке и само сырье. В результате производство средств производства фактически приостановилось.
В целом увеличения производства достигнуто не было, стимулы к увеличению объемов отсутствовали, началась сильная инфляция, распространилась тенденция к прямому товарообмену между предприятиями из-за обесценения иены. Возросли социальные выплаты, с огромной быстротой росло в обороте количество банкнот Японского банка.
В феврале 1946 г. принимается программа чрезвычайных антикризисных мер:
1. ограничение кредитов;
2. указ о проверке собственности;
3. административное контролирование цен и политика в этой области;
4. система особых мер в области занятости;
5. государственный контроль потребительских товаров.
Но время было уже упущено, и перечисленные меры оказались малорезультативными.
В июле 1946 г. принимается программа активной финансовой политики в отношении приоритетных и сверхприоритетных отраслей. Основные принципы программы:
1. массированная поддержка ключевых отраслей: уголь, продовольствие, удобрения;
2. активное кредитование из фонда восстановления экономики;
3. рост производства на основе рационализации и повышения производительности;
4. рассасывание безработицы;
5. демократизация экономики и рост расходов на образование и культуру.
Реализация этой программы привела к быстрому нарастанию бюджетного дефицита. Нарастали трудности, обусловленные недополучением налоговых поступлений и непомерным увеличением доли займов и кредитов. В расходной части бюджета расширялись масштабы непроизводительных выплат.
К концу 1946 г. выяснилось, что инфляция усиливается, а объемы производства сокращаются. Правительственный штаб стабилизации с участием Минфина, Японского банка составили план распределения промышленных фондов на IV квартал, и кредитование велось в соответствии с этим планом.
В марте 1947 г. появились признаки углубления экономического кризиса. Причины — недопроизводство, “тройной дефицит” (семейные бюджеты, предприятия, государственный бюджет), спираль “цены — зарплата”. Японские специалисты считают, что главная слабость антикризисных программ того периода была в области денежного обращения. Чрезмерные надежды возлагались на решение проблем путем роста производства. В результате произошло “проедание” основных фондов.
Возникла острая необходимость стимулирования производства угля, стали и развития транспорта (политика сверхприоритетных отраслей). Но для этого нужно было как-то прорвать спираль “зарплата — цены”.
Субсидирование ключевых товаров сверхприоритетных базовых отраслей и поддержание низких цен на грузовые перевозки и электроэнергию не позволили сдержать инфляцию, усилился бюджетный дефицит. К концу года произошло падение уровня жизни, обострилась социальная напряженность.