Китай в мировой экономике

Страница 1

Вступление

Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, которые составляют большинство государств мира. В последние годы прослеживается тенденция роста доли развивающихся стран в мировой торговле.

Центром экономического роста в мировом хозяйстве стала Вос­точная Азия. В число крупнейших экономических держав мира входит Китай, ВВП которого в 80-90-е годы увеличивался ежегодно на 10%.

Китай — одна из крупнейших держав мира. На его территории проживает свыше 21% населения мира, он обеспечивает 4% ВМП при подсчете его по текущим валютным курсам и свыше 11% ВМП, подсчитанного на основе паритета покупательной способности. Хозяйство КНР характеризуется устойчиво высокими темпами развития.

Достижения КНР в 90-х годах были впечатляющими, и они позволяют говорить о появление новой супердержавы. Валовой национальный продукт этой страны достиг американского уровня и по подсчётам Мирового банка в 2010 г. выйдет на первое место в мире. Китай занимает одно из ведущих мест в мировой торговле. В 2002 году общий объем экспорта и импорта Китая составил более 500 миллиардов долларов.

Стоит отметить, что после длившихся 15 лет переговоров в декабре 2001 года Китай вступил во Всемирную торговую организацию. Решение о приеме - результат долгих консультаций Пекина с другими членами организации об открытии китайских рынков для иностранных товаров и услуг.

По производству ряда товаров — угля, изделий текстильной промышленности, отдельных товаров народного потребления Китай занимает первое место в мире, по производству электроэнергии — второе. По абсолютным размерам 26 видов продукции Китай вошел в число десяти наиболее крупных производителей мира. Наряду с традиционными производствами получили развитие электронная промышленность, аэрокосмическая, автомобилестроение. Успехи в хозяйственном развитии во многом связаны с решением продовольственной проблемы. Это в свою очередь обеспечило значительное улучшение положения крестьян, особенно в южных провинциях страны, где реальные денежные доходы сельского населения сравнялись с доходами горожан. Элементом менталитета китайцев становится мысль о постеленном превращении Китая в ведущую экономическую державу XXI в.

Основные направления экономической политики KНP

Стратегические цели.

Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.

III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978 г., принял решение о переносе центра тяжести в работе партии и правительства на решение экономических проблем и провозгласил задачу модернизации экономики страны. Этот пленум рассматривается в КНР как «великий переломный момент», с которого началось становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь экономического развития. Хотя сроки выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления экономической реформы неоднократно пересматривались, основные цели остаются неизменными и заключаются в том, чтобы превратить Китай в богатое, демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Достижение поставленных целей связывается с построением «социалистической рыночной экономики», сочетающей использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государственных и свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается в Китае в качестве чрезвычайно сложной, масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина на XV съезде КПК в сентябре 1997 г. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20—30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 

Разделы