Внешнеэкономические связи России

Страница 7

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

1.4 Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины развития

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития внешнеэкономических связей между странами является международное разделение труда.

Основные направления развития внешнеэкономических связей в современных условиях:

· восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

· использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

· повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

· изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

· обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

· неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;

· распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

· обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;

· развитие торговли;

· рост обмена научно-техническими знаниями;

· международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

· внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

· изменения структуры производства и потребления;

· использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

1.5 Банковская система России

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 

Разделы