Экономика Венгрии в преддверии вступления в ЕС

Страница 3

Начало политики уступок и компромиссов положил лидер Венгерской социалистической рабочей партии Янош Кадар. Историки дают весьма противоречивые оценки личности Кадара. Одни считают его «мастером компромиссов», а другие называют не иначе как «двуликий Янош». Но практически все исследователи сходятся во мнении, что плавная и относительно безболезненная трансформация экономики Венгрии в начале 1990-х годов была бы невозможна без кадаровских реформ, упразднивших систему директивного планирования и ценообразования, ограничивших контрольные функции министерств и предоставивших промышленным предприятиям немыслимую для социалистической экономики самостоятельность.

Смысл кадаровской реформы заключалась в том, чтобы повысить производительность за счет высокой степени автономии предприятий. Руководство страны уменьшило роль центрального планирования и управления и создало условия для роста материальной заинтересованности людей в результатах своего труда. Правительство продолжало составлять общие пятилетние планы развития экономики, но руководство предприятий само определяло, какую продукцию им выпускать и как распоряжаться прибылью. Самым радикальным преобразованиям подверглась аграрная сфера. Кадар легализовал частный сектор сельского хозяйства, разрешил членам кооперативов возделывать личные участки земли и самостоятельно продавать свою продукцию. Эти не слишком значительные изменения дали возможность венгерской экономике динамично развиваться до середины 1970-х годов.

Между струйками

Реформы Кадара позволили Венгрии к середине 1980-х годов отойти от принципов экономики советского типа, но окончательно встать на рыночные рельсы страна не смогла, да, впрочем, и не стремилась. Его главным аргументом в защиту реформ была близость Венгрии к странам «загнивающего капитализма». Кадар неустанно повторял, что на самом деле Венгрия — форпост социализма, защищающий социалистический строй от тлетворного влияния Запада.

Развитие частной инициативы, мелкое предпринимательство, отсутствие тотального государственного контроля за деятельностью крупных промышленных предприятий привели к необратимым изменениям в сознании граждан. За годы самостоятельности венгерские руководители всех уровней стали подходить к решению проблем с позиций рыночной экономики, а не административно-командного хозяйствования. Видя преимущества частного сектора экономики, менеджеры крупных предприятий начали покушаться на саму систему госсобственности. Идея окончательного перехода страны на рыночные рельсы находила всё больше и больше влиятельных сторонников. Никто из историков не берется предсказать, чем бы всё это закончилось, если бы не перестройка и последовавший за ней крах СССР.

На вторую половину 1980-х годов пришелся пик экономических реформ. В это время в Венгрии появился рынок ценных бумаг, была проведена налоговая реформа, создана сеть коммерческих банков, приняты законы о банкротстве и иностранных инвестициях, а на государственных предприятиях введена система самоуправления. Две трети промышленных предприятий создали рабочие советы, которые управляли производством, назначали директоров, решали вопросы о разделении предприятий на отдельные самостоятельные структуры или, наоборот, об объединении в холдинги с другими компаниями. В 1989 году под напором промышленников власти страны разрешили им самостоятельно заниматься внешнеторговой деятельностью, попутно подстегнув экспорт девальвацией форинта. Социалистическая эпоха подходила к концу. В 1988 году Янош Кадар отошел от руководства страной, а спустя два года в Венгрии были проведены первые демократические выборы, и началась приватизация.

Инвесторы из-за кулис

Российской ваучерной или чешской купонной приватизации в Венгрии не предполагалось. Правящая элита считала, что приватизация должна происходить исключительно путем продажи, а не бесплатного распределения имущества. Новое правительство на первых порах жестко контролировало этот процесс. Было создано Агентство по приватизации государственной собственности, разработаны приватизационные программы, содержащие ряд требований по реконструкции и реструктуризации предприятий. Государство продавало собственность только по рыночным ценам, из-за чего этот процесс шел невероятно медленно. К середине 1990-х в руки венгерских частных собственников отошло лишь около половины предприятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 

Разделы