Германия
Страница 35
Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился.
Удобное экономико-географическое положение страны способствовало организации на её территории многочисленных центров.
По объёму ВНП (3049,7 млрд. марок в 1993 г.) и промышленного производства ФРГ занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире (после США и Японии). На долю ФРГ приходится около 7,8% мирового ВНП и 28% ВНП стран ЕС.
Со времени объединения Германии наблюдаются тенденции замедления темпов экономического развития, объясняющаяся кризисной ситуацией в восточных землях. В 1992 г. ВВП возрос на 1,9%, против 3,1% в 1991 г. Общее состояние и тенденции развития на востоке и западе страны различны. В новых федеральных землях производится всего 7,7% ВВН страны, более 60% предприятий работает неполный рабочий день.
За последние годы вэкономику бывшей ГДР вложено 600 млрд. марок. Несмотря на трудности, вызванные объединением Германии, экономика ФРГ остаётся в целом стабильной.
Высоким уровнем развития отличаются металлургическая, химическая, электротехническая, машиностроительные отрасли, строительная промышленность. В 1995 г. произведено 42,1 млрд. кВт.ч электроэнергии. Доля ядерной энергетики составляет 11%. Основными энергоносителями является уголь (33%), нефть, газ. Запасы месторождений каменного угля составляют около 20 млрд. т.
ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством, на долю которого приходится 15% ВНП (с учётом доли перерабатывающих отраслей) и около 5% занятых. Потребности населения в продуктах питания покрываются за счёт собственного производства на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства ФРГ является животноводство (67% общего объёма реализуемой сельскохозяйственной продукции). Средний уровень потребления мясных продуктов 97 кг. В год. Средняя урожайность зерновых в западных землях 62 ц/га, в восточных землях – 53,5 ц/га.
Основу транспортной системы ФРГ составляют федеральные железные дороги, находящиеся в собственности государства. Их протяжённость – 40,9 тяс. Км., 16 тыс. км. из них электрифицированы. Объем перевозок 103 млрд.т./км. автомобильный парк – 42,5 млн. машин, из них 35,5 – легковые; автодороги всех классов – 221 тыс. км., в том числе скоростные – 11 тыс. км. торговый флот ФРГ насчитывает 1066 судов общим тоннажем 5,68 млн.бр.–рег.т. Внешнеторговый оборот ФРГ в 1993 г. достиг 1227 млрд. марок (экспорт – 627 млрд. марок, импорт – 600 млрд.). основными партнёрами являются страны ЕС, на их долю приходится около 51 оборота. Торговля с Германией наибольший удельный вес в товарообороте СНГ. Составляет в экспорте 13% и в импорте 17,2%.
Развития туристская индустрия приносит ФРГ солидный доход. В 1992 г. посетившие Германию иностранцы оставили в стране 17,44 млрд. марок.
Финансовое положение страны после объединения несколько ухудшилось, хотя и остаётся в целом достаточно стабильным. Напряжённое положение в области финансов вызвало резкое увеличение государственных расходов, связанных с необходимостью модернизации хозяйства бывшей ГДР. В 1992 г. на эти цели израсходовано около 150 млрд. марок. Внутренний гос. Долг ФРГ в 1992 г. составил 45 млрд. марок. Дефицит бюджета – 3% от стоимости ВНП. Темпы роста инфляции в 1994 г. – 4,4% (в 1990 – 2,6%). Золотые резервы Федерального банка – 13 448 млрд. марок (1995 г.). немецкая марка – вторая по значению резервная валюта мира. Её доля в валютных запасах всех стран составляет 19%. Средняя зарплата составила 3950 марок, в восточных землях – примерно вдвое меньше.
Приложения.
ЭГП
ПГП
Фото из галереи
Пингвины на айсберге |
Великий сфикс Гизы |
Гонконг |
Прага: Площадь старого города |