История формирования мирового хозяйства

Страница 10

6. Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий проти­вовес ей в лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оцен­ки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особен­но продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочета­нии с тарифным регулированием это дает возможность осущест­влять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех стра­нах, даже развитых, для иностранного капитала существуют за­крытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транс­порту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация. В развивающихся странах и государствах с переходной эконо­микой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), особенно после краха модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за жела­ния использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20—30%). Так, в России средневзве­шенный .уровень тарифных ставок на импортные товары колеб­лется в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%. Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и осо­бенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах — членах МВФ, и это были пре­имущественно страны развивающиеся и с переходной экономи­кой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных Форм международных экономических отношений. Тем неменее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX — начале XX вв.

7. Современная российская внешнеэкономическая деятельность в цифрах Масштаб современной мировой экономики представлен в таблице 2

Таблица 2

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Население, млн. человек

5443

5524

5606

5690

5773

5852

5926

6006

6100

ВВП по обменному курсу, млрд. долл.

23908

24786

26149

29016

29829

29699

29466

30360

31747

ВВП по ППС, млрд. долл. в ценах 1993 г.

30583

31328

32480

33678

35108

36552

37431

38729

40498

Экспорт, млрд. долл.

3718

3708

4188

5013

5257

5446

5324

5492

6047

Импорт, млрд. долл.

3708

3671

4124

4949

5206

5377

5288

5516

6074

Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл.

167

221

256

332

378

473

680

865

1100

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы