История формирования мирового хозяйства

Страница 14

Примечание: составлено по данным Госкомстата РФ Экспорт по итогам 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличился на 26,2% и достиг максимального значения за период наблюдений с 1994 г. - 135,4 млрд. долл. (в 2002 г. он был равен 107,3 млрд. долл.). Увеличение экспорта обусловили значительный рост контрактных цен на основные экспортируемые товары, а также увеличение физических объемов их вывоза. При этом основная часть прироста стоимости экспорта была обеспечена увеличением стоимости экспорта энергоресурсов. Возросла также стоимость экспорта черных металлов, товаров химической промышленности, лесоматериалов, машин, оборудования и транспортных средств. Увеличились физические объемы вывоза нефти, нефтепродуктов, природного газа, алюминия, пиломатериалов, каучука синтетического. Сократились физические объемы экспорта азотных удобрений, меди, никеля, грузовых автомобилей. В структуре экспорта повысился удельный вес энергетических товаров, главным образом нефти, несколько возросла доля черных металлов. Импорт в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличился на 23,7% - до 75,4 млрд. долл. (в 2002 г. он составил 61,0 млрд. долл.). Рост импорта был достигнут главным образом за счет увеличения физических объемов ввоза товаров. Вместе с тем отмечалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары (преимущественно на продовольствие, продукцию легкой промышленности и топливно-энергетические товары). Увеличение стоимостных объемов импорта было связано прежде всего с ростом закупок машин, оборудования и транспортных средств. Возрос также импорт черных металлов, продукции химической промышленности, отдельных товаров легкой промышленности и продовольственных товаров. Импорт товаров инвестиционного назначения увеличивался быстрее, чем импорт потребительских товаров. В целом стоимостные объемы импорта превысили докризисный уровень. Поскольку мировые цены на биржевые товары отличаются высокой волатильностью, то три вышеназванные особенности российской экономики предопределяют весьма высокую ее зависимость от конъюнктуры мировых рынков вообще, рынков топлива и сырья в частности. Это ее четвертая особенность. В России, как и в остальном мире развиваются процессы международной экономической интеграции. Однако у наших партнеров есть несколько серьезных претензий, требующих урегулирования. Так, Россия практически полностью готова к вступлению в ВТО и сделала для этого все от нее зависящее. Все необходимые законы находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Тем не менее наши оппоненты продолжают держаться иной точки зрения. Камни преткновения остаются теми же самыми – проблема ценообразования на энергоносители, уровень тарифной защиты и господдержки сельского хозяйства, а также максимальная открытость рынка услуг. Переговоры фактически идут по кругу. На каждой встрече оппоненты вновь задают те же вопросы, что и год, и пять лет назад. Особенно сложно идут переговоры со странами Евросоюза, требования которых по вопросам энергетики состоят из шести пунктов: конечная цена газа внутри страны должна полностью покрывать издержки на его добычу и транспортировку, «Газпром» не должен обладать монопольным правом экспорта газа в Европу, Россия должна обеспечить свободный транзит туркменского газа по своим газопроводам, разрешить иностранцам строить газопроводы в России и отменить экспортную пошлину на поставки газа в Европу. И шестое требование – уравнять цены на прокачку газа для внутренних нужд и в Европу. Российские переговорщики признают, что некоторые из этих требований действительно могут иметь право на существование, поскольку соответствуют нормам ВТО. Например, наличие экспортной пошлины действительно противоречит соглашению о тарифах и торговле (ГАТТ), основному нормативному документу Всемирной торговой организации. И единственный аргумент, который может предъявить Россия в пользу ее сохранения, это возможные потери федерального бюджета в случае ее отмены. А отсутствие правил свободного транзита туркменского газа, в свою очередь, противоречит статье 5 ГАТТ, требующей равного доступа поставщиков товаров к национальным транспортным системам. Правда, прямого указания на газопроводы в ней нет. Но и доказать, что они являются исключением, весьма сложно. Все перечисленные выше шесть пунктов приведут к скачку тарифов внутри России. И хотя прямого требования уравнять внутренние и внешние цены на газ европейцы не выставляют, выполнение названных шести пунктов привело бы как раз к такому результату, что российская сторона считает неприемлемым. В то же время в самой Всемирной торговой организации дела обстоят не лучшим образом. В сентябре 2003 г. в Канкуне (Мексика) проходила пятая Министерская конференция ВТО. Переговоры в Канкуне должны были определить принципы будущих правил Всемирной торговой организации, обсуждение которых началось в ноябре 2001 г. на конференции министров стран – членов организации в Дохе (Катар). Новации должны были коснуться сельского хозяйства (сокращение господдержки фермеров, снижение с последующим упразднением экспортных субсидий, снижение тарифов на сельхозпродукцию), услуг и промышленных товаров (упрощение доступа на рынки), антидемпинговых процедур, электронной торговли, а также процедур разрешения споров внутри самой ВТО и принципов развития мировой торговли (улучшение условий доступа на рынки для наименее развитых стран, обеспечение их доступа к современным лекарствам). В повестку Дохского раунда входили также четыре «сингапурских вопроса»: регулирование инвестиций, конкуренции, транспарентность при осуществлении правительственных закупок и упрощение торговых процедур (включая таможенный режим). Эти проблемы были включены в программу обсуждения на министерской конференции ВТО в Сингапуре в декабре 1996 г. Новые правила планировалось утвердить на конференции в Канкуне в сентябре 2003 г., а ввести – с 2005 г. Переговоры, в которых участвовали представители 146 стран – членов ВТО, зашли в тупик уже через несколько дней после начала конференции. Расхождения во мнениях между развитыми и развивающимися странами проявились практически по всем вопросам повестки дня, наиболее важными из которых были аграрные субсидии, торговые барьеры, тарифы и инвестиции. Развивающиеся страны в качестве главного требования к США и Евросоюзу выдвигали отказ от предоставления субсидий фермерам. В свою очередь США и ЕС добивались снижения таможенных пошлин и проведения масштабных реформ экономики и законодательства развивающихся стран. После отказа развивающихся стран вести переговоры по вопросу об иностранных инвестициях было объявлено о завершении саммита без подписания каких-либо серьезных документов. Единственным соглашением, которого удалось достичь в Канкуне, стало решение о продаже дешевых патентов на производство массовых лекарств (против ВИЧ, туберкулеза, малярии и т. д.) в развивающихся странах. Развитые страны и страны третьего мира обвинили в провале переговоров друг друга. Для мировой экономики провал саммита ВТО может обернуться большими проблемами. Из-за замедления темпов экономического роста и рецессии в развитых странах мировая торговля растет медленнее, а инвестиции существенно ниже, чем в 2000 г. По оценке Всемирного банка, если бы новые торговые соглашения ВТО в Канкуне были подписаны, то к 2015 г. это позволило бы 144 млн. человек выйти из-за черты бедности, а дополнительный прирост общемирового ВВП к тому же году составил бы 520 млрд. долларов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы