История формирования мирового хозяйства

Страница 8

4. Институты международной экономической интеграции и интеграционные объединения В различных регионах земного шара сложились несколько интеграционных объе­динений. Они существенно отличаются друг от друга по характеру складывающихся между странами-участниками отношений, по используемым организационным фор­мам и результатам деятельности. Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых государств, ук­реплялось и превратилось в мощную экономическую группировку. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. 1 мая 2004 г. в состав Евросоюза вошли сразу 10 новых членов, увеличив число стран – участниц объединения до 25. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая организацию совместных исследований и разработок, создание совместных программ, разработку общих законодательств и т. д. В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли, разрабатыва­ется общая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка сельскохозяйственного производства. Потребности сформировать региональный хозяйственный комплекс обусловили общее финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым зани­маются специальные межгосударственные организации и учреждения. Европейское сообщество было создано из трех сообществ: Европейского Сообще­ства по атомной энергии — Евратом, Европейского объединения угля и стали — ЕОУС и ЕЭС. Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает пра­вом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать между­народные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры иностран­ных дел всех стран-участниц. В его рамках действует Европейский парламент (Европарламент) избираемый путем всеобщих и прямых вы­боров. Он является консультационным и рекомендательным органом ЕС. В 1978 г. была учреждена коллективная валютная единица ЕЭС, названная ЭКЮ (англ. EuropeanCurrenceUnit - европей­ская валютная единица). ЭКЮ стала одной из мировых валют и вступила в обраще­ние в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве. В 1999 г. введена новая европейская валюта — ЕВРО. Страны-участницы «общего рынка» тесно связаны между собой: на внутреннюю торговлю приходится около 60 % их общего внешнеторгового оборота. В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции. Форсированными темпами осуществляются странами Западной Европы много­численные проекты многосторонних научно-технических программ в рамках эконо­мического и валютного союза с Европейским банком. Эти интеграционные процес­сы обусловлены не только внутренними обстоятельствами, но и экономическими и политическими тенденциями внешнего порядка. Первая тенденция связана с резким увеличением масштабов международной конкуренции. Как показывает практика, фирмы Старого Света в условиях раздробленности национальных рынков, несогла­сованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и технологических ресурсов узкими рамками национальной экономики не в состоянии эффек­тивно противостоять мощному натиску заокеанских конкурентов. Вторая тенденция сопряжена с развитием ситуации в странах Восточной Европы. По мнению ряда западноевропейских аналитиков, реформы в восточноевропейских странах могут быть заторможены, если государства Западной Европы не окажут им значительную экономическую и организационную помощь. Подобная перспектива чревата угрозой возрождения недемократических режимов и подрывом европейс­кой стабильности, что не соответствует интересам ЕС. Но для этого Европейское Сообщество должно стать более целостными сплоченным в хозяйственном и полити­ческом отношении объединением. Важным направлением деятельности Европейского Сообщества становится состыковка различных технических норм и стандартов. Проблемой их гармонизации занимаются Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по электротехнической стандартизации. Создание ЕВР отвечает и интересам потреби­телей. Эффект от свободного движения капиталов, рабочей силы и товаров не огра­ничивается лишь сближением уровня цен в различных странах ЕС (хотя сама по себе разница между ними по одним и тем же товарам порой превышает 50 %). Предполага­ется общее снижение уровня потребительских цен под воздействием конкуренции, оптимизации масштабов производства, структурных сдвигов и перемещения произ­водства в районы с низкой стоимостью рабочей силы, ведущее к снижению издержек. Логика развития межнациональных производительных сил приводит все страны и континенты к новому миропорядку. Предполагается, что в предстоящие годы ЕС превратится в наиболее значительный фактор мировой хозяйственной конъюнкту­ры и Евроэкономика обретет глобальное измерение. Это означает, что воздействие Сообщества на другие секторы мирового хозяйства станет глубоким и многоплано­вым, хотя оно связано с риском и угрозой сокращения прибылей. Все же новая динамика евроинтеграции будет иметь в целом гораздо больше позитивных, чем отрицательных моментов. В их числе — стимулирование глубоких качественных сдвигов в международном разделении труда, содействие либерализа­ции мировой экономики, усиление межрегиональной хозяйственной взаимозависи­мости, появление дополнительных возможностей для достижения глобального эко­номического равновесия. В мировом хозяйстве имеются более широкие по составу экономические ин­теграционные объединения развивающихся государств. Эти объединения создаются по разным причинам и преследуют разные цели. Хозяйственная интеграция укрепля­ет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве, защищает их интересы в отно­шениях с экономически более сильными партнерами, противостоять которым в от­дельности не может ни одно из молодых государств. Исходя из этого, страны Азии, Африки и Латинской Америки развивают хозяйственное сотрудничество путем коллективной опоры на собственные силы. В ряде регионов созданы торговые блоки. Это, например. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят Индо­незия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, Бруней; Карибское сообщество КАРИКОМ (14 небольших стран Карибского бассейна); Арабский общий рынок (Египет. Иордания, Кувейт, Марокко, Сирия и др.). Устанавливая общую таможен­ную границу, эти блоки вводят льготный режим для взаимного товарооборота. Функционируют организации по созданию совместных проектов. В их число вхо­дят, Например, Администрация бассейна реки Нигер, Амазонский пакт, Комитет по Меконгу и т. п. Члены таких объединений совместно сооружают крупномасштабные ирригационные, энергетические и иные объекты, часто путем комплексного исполь­зования ресурсов бассейнов больших рек, к которым они примыкают. В различных районах земного шара действуют валютные союзы, например. Ази­атский клиринговый союз (7 стран). Арабский валютный фонд (16 арабских стран). В рамках союзов ведутся денежные расчеты на основе клиринга (без фактического перевода валюты), используются национальные денежные единицы, иногда обраща­ются коллективные денежные средства (в Азиатском клиринговом союзе, например, азиатская валютная единица — АМЮ). Страны-участницы не стремятся использо­вать во взаимных расчетах доллары США и валюты других стран. С целью содействия решению ключевых экономических проблем соответствую­щих регионов созданы инвестиционные институты: Азиатский банк развития (45 стран-участниц), Арабский фонд экономического и социального развития и др. Координировать политику объемов производства соответствующих товаров и цен на них призваны товарные ассоциации:ОПЕК, Альянс производителей какао-бо­бов, Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Союз стран-экспорте­ров бананов и др. Эти ассоциации участвуют в разработке товарных соглашений, которые заключаются с международными организациями, представляющими раз­витые страны. Ассоциации не могут противостоять объективным тенденциям, опре­деляющим размеры спроса и направления движения цен на мировом рынке.Их соб­ственные возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, от конъюнктурных колебаний, от политики торгово-промыш­ленных корпораций, монополизировавших рынок. Развертываются интеграционные связи стран СНГ. Концепция взаимодействия базируется на основных положениях договора о создании Экономического союза, соглашениях о создании зон свободной торговли. Таможенного и Платежного со­юзов, общего научно-технологического пространства. Страны-члены СНГ признали, что многолетний поиск направлений новой эконо­мической стратегии развития своих государств и направлений интеграции за преде­лами бывшего постсоветского пространства пока не принес удовлетворения ни од­ной стране. Нет и ожидаемой помощи из-за рубежа. Инвестиции растут не такими темпами, которые ожидались, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же произ­водственные мощности используются на одну четверть. Ухудшилась структура эко­номики СНГ в целом, усилилась ее сырьевая ориентация. Например, в России, в Белоруссии и на Украине снизилась доля продукции с высокой степенью обработки. За 90-е годы в связи с недоиспользованием производственных мощностей примерно на 50 % возросла энергоемкость ВВП. Удельный вес ТЭК в общем объеме промыш­ленного производства в странах СНГ возрос до 30 %. По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %. Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная по­литика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетиче­ский, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчита­но, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно вли­ять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой об­щий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза. Регионализация является базой для международной экономичес­кой интеграции. Этот термин означает процесс срастания эконо­мик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компа­ниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиле­ние связей американских корпораций с канадскими и мексикан­скими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими ком­паниями в последние десятилетия. Из определения сути международной экономической интегра­ции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.). В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграцион­ные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса. ДляСНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических от­ношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отно­шений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важ­ным выводом для данного объединения является то, что в интег­рационных объединениях активно могут участвовать страны раз­ного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотно­шение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0). Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособ­ности интеграционных объединений является общность или бли­зость культур их стран-участниц. Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых стра­нах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС). Отмеченный путь развития регионализации является доминирующей, но не обяза­тельной для всех случаев. Многие развивающиеся страны и госу­дарства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% аф­риканского экспорта в 1996 г.). Подобное особенно характерно в международном движении ка­питала. Например, в экспорте товаров из США на другие американ­ские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвести­ций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являют­ся не только орудием сращивания экономик (как в вышеупомянутом примере взаимных капиталовложений в ЕС), но и способом проник­новения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями (высокими пошлинами, сильной конку­ренцией и т.д.). Еще более ярким примером могут быть портфель­ные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынков, а прежде всего на доходность за­рубежных ценных бумаг с поправкой на их рискованность и лик­видность: лишь 1/4 портфельных инвестиций США за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки. Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валютно-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к тор­говле товарами и услугами, меньше — к движению капитала и поэ­тому прежде всего регионализация внешней торговли страны опре­деляет характер регионализации валютно-расчетных отношений. Меньше регионализация проявляется в международной тор­говле знаниями. Центры производства и экспорта знаний распо­ложены преимущественно в ведущих развитых странах. Поэтому, как и сто лет тому назад, покупатели знаний ориентируются на Западную Европу, Северную Америку, а в последние десятиле­тия -также на Японию. Однако потоки международной миграции рабочей силы носят преимущественно региональный характер. Так, рабочая сила из Индии, Пакистана, Йемена и Египта мигрирует преимущественно в соседние арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы и тунисцы — в соседнюю Западную Евро­пу. Латиноамериканцы мигрируют преимущественно в рамках своего региона или направляются в Северную Америку, а мигран­ты из СНГ направляются в основном в Россию. В целом регионализация является заметным и, как полагают некоторые экономисты, все более важным явлением хозяйствен­ной жизни мира. В качестве доказательства они приводят тот факт,что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро,наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой регионализация — это препятствие для глобализации. Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, кото­рое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках ре­гионов и частично между соседними регионами. С этой точки зре­ния, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри ре­гионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы