Автомобильная промышленность России
Страница 6
С каждым годом на российском рынке большегрузных автомобилей растет доля импортных машин. Так, например, если в 1990 г. она не превышала 1%, то в 1997 г. достигла 17%. С увеличением объема международных перевозок потребности в магистральных тягачах в России возросли, и практически все западные автостроительные фирмы сейчас присутствуют на российском рынке. Единственная причина, сдерживающая увеличение импорта грузовиков – высокие цены, которые в среднем в 2,5-3,5 раза выше, чем на аналогичные отечественные машины. Однако после предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию эта разница цен существенно уменьшится, после чего следует ожидать увеличения импорта грузовиков.
2.4. Легковое автомобилестроение.
Оценивая состояние автомобильной промышленности в России, следует указать, что лидерами по производству легковых автомобилей по-прежнему остаются два крупнейших автомобильных завода — Горьковский и Волжский. Ими выпускается почти девяносто процентов всех выпускаемых в России легковых автомобилей. И, скорее всего, подобная ситуация будет наблюдаться еще достаточно долго. Ни один из других ныне существующих заводов не имеет даже теоретических шансов приблизиться к ним. Однако ситуация на этих заводах в течение 2000 года была противоположной. ВАЗу удалось добиться увеличения объемов выпуска легковых автомобилей почти на 5%, что говорит о развитии компании. На ГАЗе, наоборот, по итогам 2000 года было зафиксировано сокращение числа выпускаемых легковых автомобилей. Общее снижение объемов выпуска составило около 5%.
Одновременно с этим зафиксированы новые тенденции, связанные с расширением деятельности на других предприятиях. Ярким примером этим тенденциям служит Ижевский автомобильный завод. Выпуск автомобилей на нем начал резко увеличиваться после кризиса 1998 года, но наиболее выдающихся результатов предприятие добилось в 2000 году, когда после смены весной руководства заводом предприятие смогло значительно расширить свою производственную деятельность, увеличив выпуск на нем более чем на 40%. Заметно вырос спрос на самый миниатюрный отечественный автомобиль “Ока”, выпускаемый на Серпуховском автомобильном заводе и на дочернем предприятии КамАЗа – “Заводе малолитражных автомобилей”.
К сожалению, мало изменений произошло среди аутсайдеров отрасли. По-прежнему, не может выйти из кризиса московский АЗЛК. Отсутствие новых перспективных моделей и низкое качество сборки привели к снижению спроса на продукцию автозавода. Ограниченное вливание денег, да к тому же без наличия четкой стратегии развития предприятия, привело к краху ряд международных проектов по производству автомобилей, первоначально казавшихся весьма выгодными. После того, как в первом полугодии 2000 г. снижение производства на АЗЛК составило около тридцати процентов, завод был практически остановлен, на нем действовала лишь отверточная сборка. Отсутствие стратегии развития может, в конце концов, привести к тому, что предприятие либо будет закрыто, либо выведено за пределы города.
Начало 2005 года оказалось провальным для отечественного автопрома. Производство легковых автомобилей в России за первые три месяца года сократилось на 5%. С продажами дело обстоит еще хуже — в первом квартале российские автопредприятия продали на 9% меньше автомашин, чем в 2004 году. Главная причина спада—российские автомобили больше не выдерживают конкуренции с иномарками, продажи которых растут стабильными темпами который год подряд. За те же три месяца 2005 года они выросли на 73%. По данным АСМ-Холдинга, в январе—марте 2005 года российские автопроизводители сократили продажи легковых автомобилей на 9,1 %—до 235850 единиц. Производство на российских автозаводах сократилось до 244 тысяч машин. Продажи ВАЗа, лидера российского автопрома, упали на 9,7%, и это еще не самое глубокое падение на фоне других предприятий отрасли. Практически все традиционные российские автопроизводители с наступлением 2005 года еще больше сбавили обороты. ГАЗ — на 39,7%, УАЗ снизил продажи на 37,4%, «Иж-Авто»—на 41,2%.