Развитие железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе

Страница 1

Введение

Транспорт является отраслью материального производства, так как имеет свою продукцию. Эта продукция — перемещение.

Продукция на транспорте потребляется в процессе производства (пе­ремещения), как его полезный эффект, а не вещь.

Продукция транспорта продается и покупается, т. е. выступает в виде товара, а следовательно, имеет потребительную стоимость и стоимость. Во многих зарубежных фирмах утверждают, что возможность ор­ганизации доставки точно в срок ценится ими больше, чем товар­ный знак компании-поставщика. Стоимость продукции, или стои­мость перевозки, определяется суммой необходимых затрат транс­портных предприятий или фирм или перевозок грузов. Покупая транспортную продукцию, потребители оплачивают эти затраты в форме тарифов и фрахтовых ставок, которые являются одновре­менно денежным выражением стоимости транспортной продук­ции.

Железнодорожный транспорт наиболее эффек­тивно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучате­лей подъездных железнодорожных путей — и на короткие рассто­яния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железно­дорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей значительно расши­ряет сферы эффективного использования железнодорожного транс­порта.

Актуальность данной работы обуславливается необходимостью транспортировать все возрастающие по­токи грузов без соответствующего увеличения количества осу­ществляющего перевозки транспорта.

В данной работе мы рассмотрим целесообразность развития железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе.

1. Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги

Центрально-Чернозёмный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов:

1. Белгородская область

2. Воронежская область

3. Курская область

4. Липецкая область

5. Тамбовская область

Центрально-Черноземный экономический район расположен в центре европейской части Российской Федерации. Его соседство с такими развитыми индустриальными регионами, как Центральный, Поволжский районы Российской Федерации и Донецко-Приднепровский район Украины, благоприятно сказывается на его экономическом развитии.

Центрально-Черноземный экономический район — один из самых небольших в Российской Федерации — занимает 1% ее территории, на которой проживает 7,7 млн чел., или 5,3% населения страны. Черноземным район назван из-за его местоположения в той части степной зоны России, которая отличается чрезвычайно высоким плодородием черноземных, насыщенных гумусом почв.

В состав Центрально-Черноземного района входят пять индустриально-аграрных областей: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская.

ЦЧЭР размещается на юге холмистой Среднерусской возвышенности, на востоке переходящей в Окско-Донскую низменность. Пересеченный рельеф большей части района — многочисленные овраги и балки — способствует развитию водной и ветровой эрозии земель, что неблагоприятно сказывается на хозяйстве. Почвенно-климатические условия района, наоборот, исключительно благоприятны в первую очередь для ведения сельского хозяйства. Здесь наблюдается сочетание умеренно континентального климата, продолжительного вегетационного периода — до 200 дней с исключительным естественным плодородием почв.

Черноземы — особое богатство района. На большей части его территории содержание гумуса в почвах достигает 6—12%, при мощности черноземного слоя до 120—130 см. Типичные черноземные почвы с содержанием гумуса 8—9% распространены на 40—45% территории района, прежде всего на юге Тамбовской и на востоке Воронежской областей. Следует отметить, что значительный ущерб черноземам наносят естественная и инициируемая человеком эрозия, а также добыча железной руды открытым способом, приводящая к уничтожению почвенного слоя и нарушению гидрогеологических условий на прилегающих к местам добычи территориях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 

Разделы