Развитие железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе
Страница 6
Крупнейшие грузообразующие предприятия: Новолипецкий металлургический комбинат, Лебединский горно-обогатительный комбинат, Стойленский горно-обогатительный комбинат, ОАО "Павловскгранит", ОАО "Липецкцемент", ОАО "Минудобрения", Оскольский электрометаллургический комбинат.
На ЮВЖД сформировано 5 фирменных поездов: № 25/26 "Воронеж" (сообщением Воронеж – Москва), № 29/30 "Липецк" (сообщением Липецк – Москва), №31/32 "Тамбов" (сообщением Тамбов – Москва), № 71/72 "Белогорье" (сообщением Белгород – Москва), №57/58 "Приосколье" (сообщением Старый Оскол – Москва).
Основной вид транспорта в Центрально-Черноземном районе – железнодорожный. Его доля в общем грузообороте района составляет более 95%. Выделим железнодорожные магистрали, проходящие по территории района: соединяющие Центр России с Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и другими районами (Москва - Воронеж - Лиски - Ростов, Москва — Елец — Валуйки — Донбасс, Москва — Мичуринск — Тамбов — Саратов, Волгоград — Поворино — Грязи — Орел — Рига, Харьков — Лиски — Балашов, Воронеж - Курск – Киев, Москва - Курск - Белгород - Харьков), крупные автострады в том же направлении (Москва — Симферополь, Москва — Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. В 2005 железнодорожным транспортом было отправлено около 108 млн. т грузов и прибыло 123 млн. т, из них внутри района перевезено 46 млн. т. Ввоз грузов в районе преобладает над вывозом (в 2005 соответственно 79 и 61 млн. т). Ввоз определяют уголь, нефтегрузы, минеральные стройматериалы, лесные грузы; вывоз — железная руда, цемент, прокат чёрных металлов, различные с.-х. грузы. Речной транспорт имеет местное значение (судоходные участки верхнего Дона с притоками составляют около 1,2 тыс. км). Длина автодорог с твёрдым покрытием свыше 11 тыс. км, через территорию района проходят автомагистрали союзного значения: Москва — Симферополь (через Курск), Москва — Кавказ, Москва — Волгоград (через Воронеж) и автомагистрали Харьков — Волгоград и Брянск — Волгоград (через Воронеж). Территорию района пересекают магистральные газопроводы Ставрополь — Воронеж — Москва, Шебелинка — Курск — Москва, Средняя Азия — Украина, от которых имеются многочисленные отводы к основным промышленным центрам района.
Воздушный транспорт также имеет важное значение для экономики района. Единственная судоходная магистраль в Центрально-Черноземном районе — Дон с притоками Северским Донцом и Хопром, поэтому, речной транспорт развит слабо.
Речные поpты: Воpонеж, Лиски, Липецк, Тамбов. Судоходность pек составляет 230 дней в году. [3]
Воздушное сообщение обеспечивается чеpез аэpопоpты: Белгоpод, Воpонеж, Куpск, Липецк, Тамбов.
Аэpопоpты гоpодов Белгоpода, Воpонежа, Липецка, Тамбова имеют таможни.
3. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности путей сообщения, важно знать и относительные показатели. Применяют ряд таких показателей. Рассмотрим следующие из них:
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :
.
Обычно этот показатель измеряется в километрах протяженности на 100 или 1000 км.кв. территории;
Показатель, характеризующий густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :