Развитие железнодорожного транспорта в Центрально-Черноземном экономическом районе
Страница 5
На местном и привозном сырье еще в первой половине прошлого столетия в Тамбовской области была развита шерстяная промышленность, сохраняющая межрайонное значение по настоящее время (Рассказово). Почти во всех областях развивается трикотажная, кожевенно-обувная, швейная, а также некоторые другие отрасли легкой промышленности, связанные с удовлетворением растущих потребностей местного населения.
Слабой стороной народнохозяйственного комплекса Центрально-Черноземного района была его энергетическое хозяйство. На душу населения электроэнергии производилось меньше, чем в каком-либо другом районе Российской Федерации. Поэтому развитию электроэнергетики здесь придается большое значение. Значительно расширена Нововоронежская атомная электростанция, построена мощная АЭС – Курская, которая также будет расширена.
2. Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта – железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды. Через рай он проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна, техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение взаимодействия различных видов транспорта в регионе.
Юго-Восточная железная дорога — филиал ОАО «РЖД». Дорога пролегает по территории областей расположенных на юго-востоке европейской части России: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Липецкой, Саратовской. Управление дороги находится в Воронеже. Эксплуатационная длина дороги — 4189,1 км.
Отделения, входящие в состав дороги: Белгородское, Ртищевское, Мичуринское, Елецкое, Лискинское. Основные узловые станции дороги: Елец, Лиски, Отрожка, Ртищево, Грязи, Кочетовка, Балашов, Богоявленск, Раненбург, Поворино, Россошь.
Дорога граничит с железными дорогами: Приволжской, Куйбышевской, Московской, Северо-Кавказской и железными дорогами Украины.
Первой железной дорогой в границах Юго-Восточной дороги стала Рязанско-Козловская железная дорога построенная в 1866 году. Эта линия была продолжена до Воронежа и Ростова-на-Дону в 1871 году. В 1868—1871 году построена дорога Елец — Грязи — Борисоглебск — Царицын и линия Козлов — Тамбов — Саратов (её строило общество Тамбово-Саратовской железной дороги, но ныне Юго-Восточная железная дорога владеет участком от Мичуринска до Благодатки включительно). В период с 1880 по 1890 год построены линии и ветви железной дороги: Харьков — Балашов, Елец — Валуйки, Таловая — Калач. В те же годы общество Рязано-Уральской железной дороги строит линии Астапово — Данков, Лебедянь — Елец, Богоявленск — Сосновка, Раненбург — Павелец с ветвью на Троекурово — Астапово, Данков — Волово, Иноковка — Инжавино.
В 1893 году было создано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог, объединившее Козлово — Воронежско — Ростовскую и Орлово — Грязи — Царицынскую железные дороги.
В 1956 году паровозное депо Ртищево, обслуживающее самый грузонапряженный ход Пенза — Поворино, переходит на тепловозную тягу.
В пределах дороги находится несколько заводов выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1988 году.
Основные направления грузопотоков: Старый Оскол – Валуйки – Лиски – Пенза; Курск – Харьков; Павелец - Ряжск – Мичуринск – Ртищево – Саратов; Ряжск – Лиски – Чертково.