Проблемы крупных городов

Страница 6

Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газо­вых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скап­ливаются у земли.

Оксид углерода соединяется с гемоглобином крови и мешает ему нести кислород в ткани организма.

В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота, неразложившиеся углеводороды топлива. Среди них особое место занимают непредельные углеводороды этиленового ряда, в частности гексен и пентен.

Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашин часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправно­сти мотора. В этом случае за машиной тянется видимый хвост дыма, ко­торый держит полициклические углеводороды и, в частности, бенз-(а)пирен.

В 1 л бензина может содержаться около 1 г тетраэтилсвинца, кото­рый разрушается и выбрасывается в виде соединений свинца. Исследо­ваниями было показано, что в организме голубей, живущих в Фила­дельфии, содержится в 10 раз больше свинца, чем у голубей, живущих в сельской местности. Свинец — один из основных отравителей внешней среды; и поставляют его главным образом современные двигатели с вы­сокой степенью сжатия.

Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной сто­роны, он облегчил нам жизнь, с другой — отравляет её. В самом прямом и пе­чальном смысле.

Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы в среднем больше 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами при­мерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

Фототоксический туман. В 30-х годах над Лос-Анджелесом (США) стал появляться смог в теплое время года, как правило, летом и ранней осенью, в жаркие дни. Фотохимический туман считается наибо­лее опасным для здоровья, так как он содержит очень ядовитые компо­ненты. Во многих точках Лос-Анджелеса степень накопления загрязняю­щих веществ измеряют с помощью непрерывно действующих ав­томатических устройств. Если загрязненность превысила установ­лен­ный предел, то звучат сирены, при этом водители должны остановить автомобили, выключить двигатели и подождать, пока не будет дан сиг­нал, разрешающий продолжать путь (т. е. когда автоматические устрой­ства определят, что загрязненность умень­шилась).

Явление фотохимического тумана характерно также и для других крупнейших городов мира: Токио, Нью-Йорка, Лондона и других. Одно время в некоторых из этих городов полицейские-регулировщики улич­ного движения стояли на своих постах даже в противогазах.

С этим опасным для здоровья явлением активно борются не только в Лос-Анджелесе, но и во всех крупных городах мира.

В настоящее время в некоторых столицах мира (Риме, Париже, Лондоне) вводятся ограничения на передвижение в личных автомоби­лях, вплоть до полного запрета на поездки в некоторые дни. Например, автомобили, имеющие "четные" номерные знаки могут выезжать на улицу только в четные дни, а автомобили с "нечетными" номерами - в нечетные дни.

В нашей стране явлений, подобно фотохимическому туману, не наблюдалось, однако условия для его образования могут возникнуть.

Влияние отработанных газов на окружающую среду и здо­ровье населения. Загрязненный отработавшими газами воздух угнетает и уничтожает растительность. В США связанные с этим убытки оценива­ются в 500 млн. долларов в год. Характерно, что в Лос-Анджелесе унич­тоженные отработавшими газами зеленые насаждения заменяются пла­стмассовыми муляжами. За послед­ние 10 лет зеленая зона Токио сокра­тилась на 12%. Не менее разителен вред, наносимый отработавшими га­зами зданиям и со­оружениям: металлические кровли в городах служат в 3 раза меньше, чем в деревнях.

Античная конная статуя римского императора Марка Авре­лия, ко­торая более четырех веков украшала знаменитую площадь на Капито­лийском холме, построенную по проекту Микеланджело, "переехала" в реставрационные мастерские в 1981 г. Дело в том, что эта статуя работы неизвестного мастера, возраст ко­торой составляет почти 1800 лет, "тя­жело больна". Высокий уро­вень загрязнения атмосферы, выхлопные газы автомобилей, а также палящие лучи солнца и дожди нанесли ог­ромный ущерб бронзовой статуе императора. Римляне и многочислен­ные тури­сты, возможно, смогут любоваться только копией статуи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 

Разделы