Южно-Африканская Республика

Страница 4

В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 году Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН.

В отношениях с другими странами субрегиона в конце 70-х—80-х годах, особенно с «прифронтовыми» государствами, политика ЮАР соединяла политическое давление с угрозой вооруженной агрессии, дестабилизации внутреннего положения в соседних странах, экономическим шантажом. Внешняя политика правительства Претории в субрегионе, направленная на создание «буферной зоны» у границ ЮАР, вовлекла в сферу влияния и малые страны региона. Так, в качестве дополнительного инструмента контроля за положением в Лесото ЮАР использовала оппозиционную правительству Освободительную армию Лесото, контингенты которой дислоцировались на территории Южной Африки. ЮАР неоднократно проводила диверсионно-террористические акции против Свазиленда и Лесото с целью захвата активистов АНК и ПАК. Экономическая дестабилизация в регионе оказала негативное влияние и на положение дел в Анголе, Намибии, Мозамбика, Малави. В 1986—1987 гг. наряду с ведением необъявленной войны против Анголы ЮАР осуществляла агрессивные акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве, Ботсваны.

Отношения ЮАР с неафриканскими странами концентрировались на двух главных направлениях. Одно из них — развитие сотрудничества с государствами, политические и экономические интересы которых не препятствовали поддержанию связей с Южной Африкой. К их числу относились прежде всего Израиль, Чили, Парагвай, Тайвань, Южная Корея. Важнейшее место в этой группе стран отводилось Израилю. С конца 60-х годов ЮАР все в большей мере использовала свои связи с этим государством для преодоления своей растущей изоляции в мировом сообществе, особенно в отношении поставок вооружений и передовых технологий.

Второй, чрезвычайно важной сферой внешнеполитической деятельности ЮАР, являлись отношения с ведущими западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, ФРГ, Францией, Японией, которые были ее главными торгово-экономическими партнерами. ЮАР, являющаяся важнейшим источником золота и стратегического сырья для мирового рынка, имела для Запада первостепенное значение.

С нарастанием южноафриканского конфликта осложнились отношения Запада с «третьим миром». Открытая защита системы расового неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась для Запада все более затруднительной, в том числе вследствие широкой международной кампании против апартеида, в которую были вовлечены многие общественные движения и неправительственные организации Северной Америки и Западной Европы

Стремясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х годов, внутренняя оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали ООН к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. К санкциям присоединился ряд межправительственных организаций, в том числе Европейское сообщество, Содружество наций. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании.

Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорассовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992–1994 санкции были постепенно отменены.

С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки. ЮАР поддержала проведение переговоров о прекращении огня в Анголе, Мозамбике и Конго.

Одним из главных и новым направлением внешней политики ЮАР в начале 90-х годов стало установление официальных контактов с Советским Союзом, а позднее с Россией и другими членами СНГ. На протяжении всей истории существования Южной Африки антикоммунистический курс был характерной чертой ее внешнеполитической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 

Разделы